Древние свидетельства о происхождении «благодатного огня» у Гроба Господня

«Поморские ответы» 90-й Вопрос: «В Иеросалиме сходит небесный огонь, и это является подтверждением истинности всей православной церкви. Как вы к этому относитесь?»

Ответ: «Древние историки поведают яко во святем граде Иеросалиме в церкви Воскресения Христова в день Великия Субботы на Гроб Господень во вся лета схождаше с небесе огонь. И сие чудодействие бысть в том, яко вся тамо православных кандила (свещи) от того огня освещахуся (свещи в руках православных сами собой возгарались, а у других нет). Великое чудо в християнской вере подавало извещение и всем противным удивление. При Иоанне Васильевиче в Иеросалим был послан некий Трифон Коробейников, который повествует так, что он сам видел, что над гробом Господним во Святую Великую Субботу от восточного огня восточное кандило возжегошася. Прочих же латинских и иных вер от небеснаго огня не возжегошеся. Но после от восточных кандил вся тех вер служители огнь приимаху».
______________________________

Выговцы в своих ответах пишут: «Ныне же, от времен Никоновых, того Божиего великого чудодействия уже не слышится. И самобывшие тамо не поведаша о сем. Арсений Суханов, бывший при патриархе Паисии, повествует, что тогда не видел снития огня небесного яко же описание его являет». «Такового великого чудодействия ныне тамо не содевается ради новоположения и не хранения греками отеческих уставов и положенных клятв на древнецерковное содержание».
_______________________________

Епископ Порфирий Успенский (+1885 г., РПЦ) императорской Академией наук был послан от царя и синода на восток, осмотреть обстоятельства греческой церкви. В 1865 году он написал следующее: «Я разговаривал с неким иеродиаконом, который поведал, что он, забравшись в часовню гроба в то время, когда по общему верованию сходит благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая вносится в часовню и горит. Итак, благодатный огонь не есть чудо. Об этом он сам говорил мне сегодня» (Книга бытия, записки епископа Порфирия Успенского, т. 1, 1841 – 1844 г.). Это правдивое заявление константинопольского иеродиакона Григория было записано 25 апреля 1844 года.

После того еп. Порфирий был в Палестине 4 августа 1848 года и слышал от Иеросалимского митрополита то, что и записал: «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим Паша Египетский находился в Иеросалиме, оказалось, что огонь, получаемый у Гроба Господня в Великую Субботу, — не благодатный, а зажигаемый, как огонь всяческий. Этому Паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серной спичкой. Он объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувукле во время получения огня и зорко смотреть, как же он появляется? И присовокупил, что в случае правды им будет дано 5 тысяч пунгов или 250 миллионов пиастров. А в случае лжи пусть они отдадут ему эти деньги, собранные с обманутых поклонников. И что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники Петроаравийский митрополит Мисаил, Назаретский митрополит Даниил и Филадельфийский епископ Дионисий (нынешний Вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморною иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела. И послан был к нему драгоман святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай (I) будет весьма недоволен обнаружением сих таинств. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с той поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня».