Являясь истинной Церковью Христовой, Русская Древлеправославная Церковь сохранила православное благочестие, вероучение, богослужебный Устав, обряды Русской Церкви от её возникновения в 988 году до патриарха Никона. Русская Древлеправославная Церковь не признала церковную реформу патриарха Никона, за что подверглась гонениям, и по причине репрессий оказалась в конце ХVII века без епископов. Почти два с половиной столетия древлеправославное духовенство пополнялось и продолжалось священниками и диаконами, переходившими через церковный чиноприём из Русской синодальной церкви на основании 8-го правила 1-го Вселенского Собора. Но Господь явил Свою милость и в конце концов епископский чин в Церкви был восстановлен.
1. Восстановление епископства осуществилось 22 октября / 4 ноября 1923 года. В этот день в городе Саратове в древлеправославном храме во имя св. великомученика Димитрия Солунского совершился чиноприём архиепископа Саратовского Николы (Петра Алексеевича Позднева). Владыка Никола был принят в лоно Русской Древлеправославной Церкви настоятелем этого храма, священником Николой Тихомировым вторым чином через Миропомазание, на основании 8-го правила Первого Вселенского Собора.
2. 3/16 сентября 1929 года к Древлеправославной Церкви через Миропомазание присоединился единоверческий епископ Бугурусланский Стефан (Сергей Яковлевич Расторгуев), занимавший до этого архиерейскую кафедру в Русской патриаршей церкви. Он был из числа епископов не признававших над собой власть митр. Сергия Страгородского. 5/18 сентября 1929 года архиепископ Никола и епископ Стефан рукоположили первого за 260 лет древлеправославного архиерея свщмч. Пансофия (Павла Яковлевича Ивлиева) на Ростов-на-Дону и Курскую кафедру. За этим последовали хиротонии других епископов.
3. 23 июня / 6 июля 1936 года архиепископ Московский и всея Руси Стефан (Расторгуев) вместе с Городецким епископом Павлом (Петр Михайлович Носов) рукоположили на Романово-Борисоглебскую кафедру епископа Михаила (Михаила Нестеровича Кочетова).
4. 8 / 21 сентября 1939 года архиепископ Московский и всея Руси Михаил (Кочетов) и Азово-Черноморским епископ Трифон (Тимофей Фомич Епишев) рукоположили на Царицынскую кафедру епископа Иоанна (Спиридон Киприанович Калинин).
5. 13 / 26 мая 1950 года архиепископ Московский и всея Руси Иоанн (Калинин) и Новозыбковский епископ Макарий (Матфей Павлович Кузнецов) рукоположили на Куйбышевскую кафедру епископа Епифания (Евфимий Козьмич Абрамов).
6. 2 / 15 марта 1957 года архиепископ Куйбышевский, Московский и всея Руси Епифаний (Абрамов) и Белебеевский и Белорецкий епископ Евсевий (Евсегний Феоктиствович Самарцев) рукоположили на Новозыбковскую кафедру епископа Иеремию (Иаков Иувинальевич Матвиевич).
7. 13 / 26 ноября 1966 года архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Иеремия (Матвиевич) и Камышинский епископ Иона (Иоанн Павлович Изюмов) рукоположили на Азово-Черноморскую кафедру епископа Павла (Пантелеймон Козьмич Машинин).
8. 14 / 27 апреля 1969 года архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Иеремия (Матвиевич) и Азово-Черноморский епископ Павел (Машинин) рукоположили на Курскую кафедру епископа Варсонофия (Борис Евтропьевич Овсянников).
9. 10 / 23 сентября 1979 года Местоблюститель архиепископского престола Курский епископ Варсонофий (Овсянников), Пермский епископ Леонтий (Леонид Козьмич Кречетов) и Куйбышевский епископ Григорий (Георгий Феодорович Корнилов) рукоположили епископа Геннадия (Гурий Васильевич Антонов), тогда же епископ Геннадий (Антонов) был возведен на кафедру архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси.
10. 20 февраля / 5 марта 1995 года архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Геннадий (Гурий Васильевич Антонов) и Тульчинский епископ Евмений (Евдоким Тит) рукоположили на Московскую кафедру епископа Аристарха (Афанасий Спиридонович Калинин).
11. В феврале 1996 года Местоблюститель архиепископского престола Московский епископ Аристарх (Калинин) и Гомельский епископ Варнава (Василий Едигарев) рукоположили на Брянско-Злынковскую кафедру епископа Александра (Авдей Диамидович Калинин).
С 9 мая 2000 года владыка Александр является Предстоятелем Древлеправославной Церкви (с 3 марта 2002 - Патриарх).
История Церкви всегда наполнена событиями. Каждое событие имеет своё место и значение в жизни Церкви.
Можно без преувеличения сказать, что История Церкви пишется и сейчас, пишется она из тех событий, личностей, свидетелями которых является сейчас каждый из нас.
Сегодня Русская Древлеправославная Церковь (полное юридическое наименование: Религиозная организация Русская Древлеправославная Церковь, далее по тексту «РДЦ») имеет широко разветвлённую систему приходов.
Исторически РДЦ было принято именовать — беглопоповцы, более полное наименование звучит так: «старообрядцы, приемлющие священство от господствующей церкви». Здесь нужно пояснить: после раскола в 17 веке в Церкви не осталось ни одного епископа, все уклонились от Церкви за своим предводителем лжепатриархом Никоном в раскол. Единственного епископа Павла Коломенского, смело обличавшего безумство нововведений, Никон собственноручно избил до смерти, а другие в страхе за свою жизнь преклонились под никонское ярмо и стали отступниками вместе с ним от Непогрешимой Святости Церкви. После того, как произошло это отступление епископата, за ними последовала и основная масса священников и монахов. Остались единицы, готовые стоять до смерти за Истину — таких было мало, а со временем и они стали умирать, и появилась нужда в духовенстве. Наши христиане стали искать священнослужителей, сочувствующих православным христианам и желающих спасать свою душу в Истинной Церкви. Так Церковь стала принимать духовенство.
До 1924 года Церковь пополнялась переходящими, или "бежащими" от никонианского раскола священниками (священник, по-старинному, -- поп; отсюда и наименование — беглопоповцы).
В структуру РДЦ сейчас входит более 120 объединений верующих, в том числе религиозные организации, имеющие статус зарегистрированного юридического лица, религиозные группы. РДЦ имеет в своей системе несколько монастырей.
Есть мужской монастырь, находящийся в Брянской области. Имеются и несколько женских монастырей.
В РДЦ имеется учебное заведение, получившее бессрочную лицензию на образовательную деятельность. Ректором учебного заведения является Предстоятель Церкви.
Древлеправославные Приходы имеются также в Румынии и Грузии. Древлеправославные христиане есть и в Болгарии, и в Эстонии (пока без приходов), которых духовно окормляют наши священники из России и Румынии.
____________________
Две важные статьи об Апостольском преемстве в Русской Древлеправославной Церкви: