Ветковская иконописная школа

Ветковская иконописная школа основана в 1680-х гг. на землях ВКЛ выходцами из Русского государства. С 1695 г., когда был освящён Покровский храм и монастырь, Ветка стала значительным старообрядческим центром. При местных монастырях, скитах, посадах и слободах интенсивно развивалось иконописание. Традиция была в основном анонимной (восстановлено около 80 имён). Секреты ремесла и рецепты красок часто передавались по наследству. Иконопись исполнялась яичной темперой по левкасу, чаще всего нанесённому поверх «паволоки» — холста, наклеенного на иконную доску. «Знамение» (предварительный рисунок) исполнялось иглой — «графьёй». Колорит сохранял свойственную древней иконописи световую насыщенность.

В народном творчестве краски икон становились всё более яркими — «пылающими». Была возобновлена старая византийская традиция, для которой были характерны подробная разработка оттенков красного — от киновари до глубоких вишнёвых и малиновых тонов и выполнение золотых фонов и полей икон, закрытых листами сусального золота, «двойника» (серебро и золото), серебра под цветным (иногда янтарным) лаком. В орнаменте на иконах типичными были букеты роз, отдельные цветки, ростки, звёздчатые, крапчатые мотивы.

В поздних памятниках, чаще всего слободских, применялась цировка — нанесение орнаментов процарапыванием иглой цветного лака до металлической подложки. Разнообразной была система золотопробельного письма — переданных кистью графически творёным золотом световых бликов (чаще на одежде).

Преобладали мягкие закруглённые линии, следующие за формой тел, и блики-зеркальца. Применялась черневая графическая роспись по золотому фону в изображении мебели, посуды. Уникальны чеканенные по золочёному левкасу фонов и полей растительные и геральдические мотивы, картуши. Личное письмо (исполнение открытых частей тела) исполнялось по древним технологиям в несколько слоёв: вохрения и высветления по тёмному слою санкиря заканчиваются белильными движками или бликами. Применялся византийский приём корсунских писем: киноварная подрумянка, прокладываемая между слоями живописи. Продолжение демократических традиций иконописи XVII в. проявилось в изображении определенных этнических и психологических типов персонажей.

В техническом отношении иконы в Ветке изготавливались чаще из ольхи, липы, яблони, редко — кипариса. Применялись врезные и торцевые шпонки, соединяющие части досок. В подавляющем большинстве памятников XVIII — XX вв. отсутствовало углубление средней части иконной доски — «ковчег». Рамки и опуши краёв чаще всего были бело-сине-красного или бело-красного цвета. Ветковские иконы представены широким спектром иконографий. Наибольшим разнообразием отличается иконография Богоматери (около 70 типов): «Богоматерь Огневидная», «Богоматерь Овсепетая», «Богоматерь Умягчение злых сердец» (в иконографии «Ченстоховской»), «Никола Отвратный», композиция «Отечество» и др. Для ветковских икон характерны большие тексты на полях, комментирующие изображения. Часто изготавливались «исцеляющие» иконы с изображением святых-целителей, покровителей ремёсел, семейных патронов и др. Они создавались по индивидуальному заказу, были многочастными (чаще всего 4-частными).

Ветковская икона последовательно впитала черты ренессанса, барокко, рококо, классицизма, модерна, а также достижения других видов белорусского изобразительного искусства. Из Ветки происходят рукописные иконографические пособия для иконописцев, т.н. «Подлинники». Обнаружены уникальные рукописные сборники XVII — XIX вв., где тщательно собраны сведения о чудотворных иконах и их иконографии, сопровождаемые миниатюрами и гравюрами. Традиции Ветки продолжали развиваться в центрах старообрядчества в Поволжье, Поднестровье, Забайкалье и др.