Первым помянем благочестивого отца Козму, священника московской церкви Всех святых на Кулишках, что в Белом городе. Он был в числе тех иереев, которые с самого начала церковной смуты открыто восстали против богопротивных нововведений патриарха Никона. Козма был хорошо знаком со священномучеником и исповедником протопопом Аввакумом, который так писал о нем в своих посланиях: «Козма доброй человек, — я в ево церкве и детей духовных своих причащал; со мною он говаривал; он обедню поет в олтаре, а я на крылосе у него певал». Аввакум упоминает попа Козму и в других письмах. Несомненно, Козма был знаком и со святой преподобномученицей Феодорой (в миру — боярыней Феодосией Морозовой). В своих прихожанах, уважавших его за добрую жизнь, священник Козма поддерживал ревность к древлему благочестию и отвращение к новшествам. Прихожане его были в большинстве посадские жители, занимавшиеся промыслами и торговлей, люди, как правило, богатые. Когда Собор 1667 года окончательно проклял древлее благочестие, отец Козма не захотел оставаться в Москве, которую теперь называли «вторым Вавилоном», и «совет положи с духовными детьми своими отъити в стародубские пределы, соблюдения ради древлецерковнаго благочестия». Переселение состоялось в конце семидесятых годов XVII века, около 1678 года, что можно видеть из писем священномученика Аввакума от 1675 и 1676 годов, где он упоминает попа Козму как жителя Москвы, и из записей окладных сборов со столичного духовенства, указывающих, что в лето 7185 (1677 год) Козма уплатил «окладные деньги» рубль и пять алтын.
Итак, около 1678 года с двенадцатью семействами самых ревностных к правой вере прихожан, имея при себе святое миро и запасные Дары, ушёл отец Козма на самый край России, на границу с Речью Посполитою, в Украйну Стародубскую. «Здесь у него был приятель, вероятно, один из сотников Старо- дубского полка, Гаврила Иванович. Снисходя к просьбе попа Козмы, велел он курковскому атаману Ломаке поселить московских выходцев в местечке Понуровке». В первый же год староверы, бежавшие от преследования никониан, населили еще четыре слободы: Белый Колодец, Синий Колодец, Шелому и Замишево. Особенно же увеличилось число христиан в Стародубье после поражения в 1682 году московского стрелецкого восстания — «Хованщины».
В 1685 году правительство царевны Софьи Алексеевны издало так называемые «Двенадцать статей» — особое законоположение о розыске и наказаниях «раскольников». Стародубскому полковнику было велено применить «Двенадцать статей» против поселенцев. Ревнители веры Христовой были вынуждены покинуть российские пределы и перейти польский рубеж, который был всего в пятнадцати верстах от их слобод. Здесь, почти у самой границы, староверы нашли удобное место для поселения. На пустынном острове реки Сож, текущей в Днепр, недалеко от нынешнего белорусского города Гомеля они построили первую слободу, названную по имени речного острова Веткою. Польские магнаты, паны Халецкий и Красильский, которым принадлежало то место, были весьма рады переселенцам, отвели им пустовавшие дотоле у них земли и получали за них с христиан хороший чинш (оброк), покровительствовали и защищали их, сколь могли. «Польские помещики были рады неожиданному притоку трезвого, спокойного и трудолюбивого населения».
Весть о том, что в белорусских землях свободно исповедуется Православие, привлекала на Ветку все новых и новых поселенцев: «Мнози великороссийстии людие, оставляюще своя отечества, течаху тамо, и пустая она и зверопаственная населяху места, ими же населишася слободы Ветка, Косецкая, Романова, Леонтиева и прочия». В самое короткое время христиане заселили четырнадцать больших слобод. Иерей Козма сначала жил в Ветке, потом в Косецкой, где и преставился в 1690 году в жизнь вечную. По преданию, Козму хоронил прибывший на Ветку священноинок Иоасаф.
Отец Козма «бяше сын некоего утешения и человек бяше свободныя мысли града Москвы». Сей славный служитель Божий был известен своею доброю жизнью и пользовался среди христиан большим уважением за свое благочестие и ревность к истинной вере.
Димитрий Урушев