ХРИСТИАНСТВО В КИТАЕ. Часть 5. Третья Русская Духовная Миссия
Третья Русская Духовная Миссия
В результате неоднократных просьб архимандрита Антония, бывшего начальника второй Миссии, 31 мая 1731 года Св. Синод обратился в правительственный Сенат с прошением отправить в Пекин священника, диакона и двух причетников. 4 июня 1732 года поступило сообщение из Москвы в Св. Синод Санкт-Петербурга о том, что правительственный Сенат, на основании ходатайств последнего, повелел в новопостроенную пекинскую церковь послать священника, диакона и причетника. Однако, ввиду плохой репутации второй Миссии, 4 декабря того же года вышел уже другой приказ: избрать начальником Пекинской Миссии другую особу, более достойнейшую, а также отправить туда двух иеромонахов, одного иеродиакона и двух церковных причетников. Поэтому в 1733 году из Москвы в Пекин отправились ученики славяно-греко-латинской академии – иеромонахи из Чудова монастыря Лаврентий Уваров и Антоний Львовский, иеродиакон Виктор и два причетника: Петр Иевлев и Петр Каменский. Но на границе с Китаем в 1734 году новые миссионеры не были пропущены далее из-за отсутствия необходимых документов, вследствие чего им пришлось остановиться в Иркутске.
К тому времени императрица Елизавета Петровна была осведомлена о низложении и наказании архимандрита Антония (Платковского), о чем в своем докладе ей подробно сообщил архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович). Посему 9 сентября 1734 года Государыня велела назначить начальником третьей Пекинской Миссии иеромонаха Илариона (Труса или Трусова), бывшего при сибирском караване, и возвести его в сан архимандрита.
В то время о. Иларион находился в Петербурге. Происходил он из Малороссии и двенадцать лет служил корабельным иеромонахом на Камчатке. Затем он состоял при Тобольском архиерейском доме. В 1727 году его назначили священником при караване в Сибири. В Пекинской Миссии у о. Илариона случился инцидент с архимандритом Антонием. Последний обвинил его в злонамеренной порче важного документа, якобы о. Иларион замарал чернилами «печатную о возношении в священнослужениях Императорской фамилии форму». Вследствие этого его привезли 14 сентября 1733 года в Москву, где ему удалось оправдаться. Ровно через год после этого события, 14 сентября 1734 года иеромонаха Илариона возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Иркутского Забайкальского Преображенского монастыря, а также архимандритом Пекинского Сретенского монастыря. При священнослужении ему дозволялось надевать митру и палицу, а посох настоятельский иметь простой, также и монашескую мантию носить обычную.
О. Иларион находился в ведении иркутского архиерея, к которому надо было обращаться во всех затруднительных делах, связанных с управлением Миссии. Местный архипастырь должен был следить за успехами Русской Миссии и за миссионерской работой ее начальника, особенно в вопросе принятия китайцами православной веры.
Получив подробные синодальные инструкции о том, как нужно себя вести и каким образом вести миссионерскую работу, новоиспеченный архимандрит вместе с другими членами третьей Русской Миссии прибыл в Пекин. Это было 10 ноября 1736 года. Так совпало, что этот год явился началом долгого правления китайского императора Цянь-луна (1736-1796)[1].
В том же году архимандрит Иларион освятил ранее построенный храм Сретения Господня. В храм были переданы иконы, доставленные в Пекин еще второй Миссией. Как сообщал впоследствии архимандрит Софроний (Грибовский), это были «иконы, привезенные из Тобольска, из коих некоторые написаны были в Киеве, а прочие писали крещеные иезуитами китайцы в Пейдзине».
Так же, как и судьба его предшественника, дальнейший жизненный путь архимандрита Илариона оказался весьма печальным. Как писал архимандрит Софроний (Грибовский): «По причине безвременного излишнего в Пейдзине уединения, бесстрашия и необузданности подчиненных, архимандритам приключается скука, а от скуки рождается великая задумчивость, от коей принуждены они много пить вина, которого излишнее употребление, хотя и в России причиняет немалые болезни и прекращает много пиющего жизнь; но в Пейдзине таковые пагубные следствия предавшемуся излишнему питию вина гораздо скорее случаются, ибо китайское вино российского гораздо вреднее, почему оного по здешнему климату гораздо должно меньше, нежели в России употреблять».
Несмотря на категорический синодальный запрет употреблять много горячительных напитков, не бесчинствовать и не пребывать в праздности, шатаясь по пирушкам и гостям, члены Миссии нередко нарушали этот наказ. К сожалению, в числе нарушителей часто оказывался и сам начальник – о. Иларион. Со временем «винная слабость» и явилась причиной преждевременной кончины архимандрита Илариона: он умер 22 апреля 1741 года и был погребен на русском кладбище в Пекине. Проблемы со здоровьем были и у остальных членов Миссии. Так, в своем прошении об увольнении его из Миссии и возвращении в Россию иеромонах Лаврентий писал о себе: «от тяжелого пекинского воздуха впал в немалые болезни и пришел в беспамятство, отчего стал головою весьма худ».
На этом мы прерываем повествование о Русской Миссии в Пекине и переносимся к событиям, связанным с историей Древлеправославия (старообрядчества) на землях Китая. О дальнейших событиях из жизни Пекинской Миссии наш уважаемый читатель может ознакомиться подробно у других авторов, которые посвятили данной теме свои труды. Мы же более заинтересованы в исследовании того, как корни древлеправославной веры смогли привиться на Дальнем Востоке, и каким образом так называемые старообрядцы очутились на совершенно чужой им земле. Весьма интересно, как жизнь этих людей протекала в языческой стране, слишком далекой от христианства, а тем более от православия, и как древлеправославные христиане сражались с местными трудностями, оберегая свою веру и свои традиции. Об этом читайте далее.
_____________________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Айсиньгьоро Хунли (кит. трад. 愛新覺羅 弘曆; 25 сентября 1711 — 7 февраля 1799) — пятый император Империи Цин, правивший с 8 октября 1735 года до 1 февраля 1796 года, период правления которого ознаменовал собой эпоху наивысшего расцвета империи. В течение 59 лет (1736 — 1795) правил под девизом «Цяньлун» (кит. 乾隆, пиньинь qiánlóng, буквально: «непоколебимое и славное»).
Продолжение следует…
_______________________________
На 1 фото — Русская Православная миссия в северо-восточной части Пекина, 1874 г. Здание миссии было разрушено в 1900 г. в ходе боксерского восстания.