Материалы о Древлеправославии

Старообрядческий собор в Саратове (1923 г.)

19/6 Декабря 1923 года, в храме Великомученика Димитрия Солунского, в гор. Саратове, по Приютской ул., в д. № 30/40, состоялось собрание Старообрядцев, приемлющих переходящее священство от Греко-Российской церкви.

Слушали:

4) О присоединении кафедрального архиепископа в наше старообрядчество на основании канонов Церкви и согласно его документов.

Постановили:

Собрание, просмотрев подробно все документы, имеющиеся на руках у архиепископа Николы, а также принимая за внимание, что он был принят нашими христианами в то время, когда он состоял кафедральным архиепископом г. Саратова, не имея в то время никакого запрещения от Высшей Церковной Власти, собрание признало прием совершенно правильным и согласным с каноническими правилами, за что и выражает Саратовскому Обществу и о. Клименту глубокую благодарность, а Святителя собрание постановляет именовать: Архиепископом Московским, Саратовским и всея России Древле-Православных Христиан.

Собор старообрядцев-беглопоповцев в Невьянске (1778 г.)

В январе 1778 г. в Невьянске состоялся «судьбоносный» Собор старообрядцев-беглопоповцев, на котором присутствовало более 200 человек («делегатов» и зрителей).

В 2004 г. археографам из Новосибирска удалось получить копию «Постановления Собора» – официальный документ, лишенный всех «лирических» отступлений. В нем 5 пунктов – «правил», отразивших основные вопросы, обсужденные руководителями уральских беглоповцев с их зауральскими оппонентами.

Первым был рассмотрен вопрос о «раздорниках» – небольшой группе невьянских староверов, фактически, ставших беспоповцами, которых отлучили от общественного моления и общения, «аще не обратятся и не раскаются от своего заблуждения»...

О Белокриницкой иерархии

Ни для кого не секрет, что в среде древлеправославных христиан существует злосчастное разделение на две иерархии, не желающие уступить друг другу свое первородство.
Безусловно, что каждый честный христианин не может равнодушно к этому относиться. На протяжении многих лет с обеих сторон предпринимались попытки преодолеть это разделение, однако до настоящего момента ничего существенного в этом направлении не сделано. Не малой виной тому является практически полная неинформированность христиан о причинах разделения. Отсюда невозможность дать правильную оценку и продумать путь преодоления раздора.

В поисках истины

Древлеправославной Церкви часто пытаются поставить в вину тот факт, что Архиепископ Никола (Позднев) — человек, через которого Богу было угодно освободить Древлеправославную Церковь от многолетнего вдовства и восстановить епископский чин, на момент своего присоединения состоял в, так называемом, обновленческом движении новообрядческой церкви. Поэтому мы считаем своим долгом, разъяснить причины, по которым арх. Никола оказался в обновленческом движении, насколько активной была его роль в обновленчестве, а также рассказать о том, каков был его путь в Древлеправославие. Все это, безусловно, важно для того, кто желает составить наиболее полное и объективное представление, как о личности самого Владыки Николы, так и о факте его присоединения к Древлеправославной Церкви в 1923 году.

Послание диакона Феодора о соборе 1666 года

Слыши, како казни Бог свыше новых отступников, кои сперва наложиша на нас беззаконную свою клятву.
Питирим митрополит Новгородский остриг нас спер­ва, иже по Асафе и патриархом бысть на Москве. Аще он и не гонитель бе на веру, но потаковник прочим лукавым врагом бысть, Павлу и Лариону: у живаго у него прогни­ло горло и вскоре умре от тоя лютыя болезни. А в мире поп же бе.

Проповедь: О стяжании земных и небесных благ

Сегодняшний воскресный день мы соединяем с памятью святых мучеников Трофима, Феофила и с ними других 13 мучеников. Эти мученики пострадали во время правления императора Диоклетиана в конце III - начале IV века в провинции Римской империи, которая называется Ликия. Архиепископ Мир Ликийских Никола чудотворец также происходил из этой местности. Язычники схватили их и принуждали к поклонению идолам, но святые мученики Трофим, Феофил и иже с ними 13 мужественно отказались, исповедовали веру в Господа Исуса Христа, были подвергнуты жесточайшим мучениям, потом с перебитыми голенями их бросили в огромный костер, но силой Божьей они вышли оттуда совершенно невредимыми и ещё более стали прославлять Господа.

Письмо патриарха Антиохийского Макария: отношения с Ватиканом

В последние годы все чаще стали говорить о том, что основные действующие лица этого Собора были так или иначе связаны с Ватиканом. Некоторые из них, как митрополит Паисий Лигарид, были тайными католиками, другие являлись, как сейчас говорят, «агентами влияния». Как выяснилось, среди таковых был и известный патриарх Антиохийский Макарий. Сайт «Русская вера» сегодня впервые публикует на русском языке письмо патриарха Макария, в котором раскрывается характер отношения этого восточного иерарха к католической церкви.

Соборное изложение 1621 года о крещении латинян

И егда приидет кто от Польскаго и Литовскаго государьства, к нам в Росийскую державу Московскаго государьства. и скажет о себе, яко белорусец есть, и истинныи християнин греческаго закона веры. егоже повелеваем всем вам, нашего смирения благословения требующим. прежде его искусите с добрым вопрошанием, по божественным писанием. и по сему нашему утверждению вопросите его. како верует, и что вера его; и истинно ли крещен в три погружения, и не обливан ли.

Староверы Керженца 

Берега Керженца – суровые таинственные места, где находили приют тысячи староверов, начиная с XVII века. С тех самых пор хранителей старой веры называют «кержаками».
Нижегородской земле было суждено сыграть весьма заметную роль в исторической драме, известной как раскол Русской Церкви. Здесь родились и выросли идеологи противоборствующих сторон: патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон.

Древлеправославие: О богослужебном языке

О богослужебном языке

Проповедь: САМОЖАЛЕНИЕ

Cегодняшнее Евангельское чтение повествует о том, как Господь наш Исус Христос стал предсказывать ученикам о своих страданиях в городе Иерусалиме ради нашего спасения. И Апостол Пётр, преисполнившись сострадания ко Господу, стал уговаривать Его, чтобы Господь себя пощадил и не доставлял себе таких мучений. Мы понимаем с точки зрения наших современных знаний, что слова Петра были с одной стороны хороши в том, что он выражал сострадание и милосердие по отношению к самому Господу, ибо любил своего Учителя. С другой стороны, это было ошибкой, потому что если бы Христос буквально исполнил то, о чем Его просил Петр и не стал бы страдать, не доставлял бы себе никакого дискомфорта на земле, то не совершилось бы спасение человеческого рода, и сама миссия Христа не была бы выполнена. И получилось бы, что Господь зря пришел на землю, и люди бы не были спасены. Это явный случай того, когда с виду благие намерения приводят к плохим последствиям.

Канон святой блаженной княгине Ольге

Являясь мудрой устроительницей своего земного царства, святая равноапостольная княгиня Ольга сумела обрести и спасительную стезю, ведущую в Небесное Царствие. Будем поэтому молиться святой Ольге, чтобы она молитвенно ходатайствовала пред Господом о ниспослании Его помощи нам и нашим ближним в познавании путей ко спасению и следовании по ним. Память св. блаженной княгине Ольге 11 июля (24 июля по гражданскому стилю).

Вера: слово и дело

Проповедь древлеправославного батюшки

Дорогие братья и сёстры! В сегодняшнем Евангельском чтении Господь говорит о том, что наши слова обязательно должны иметь выражение в наших делах. По словам Господа, тот человек, который говорит «Господи, Господи!», знает заповеди Божьи, правильно излагает веру, но не исполняет эти заповеди, созидает дом своего спасения на основании из песка, и при первых испытаниях этот дом рухнет. А кто дополняет теоретические знания практическими действиями, у того здание спасения зиждется на твердейшем основании и не может быть разрушено различными испытаниями и искушениями, которые неизбежны в этой жизни. Как говорят Святые отцы, после грехопадения Адама и Евы в раю, дьявол получил право приступать к нам и различными способами колебать и искушать нас. Он имеет на это право. А мы не имеем права воспретить ему влагать нам в помыслы искушения - это наша судьба, поскольку мы согрешили. Теперь мы должны доказывать Богу, что мы верны.

РДЦ: О том, что не должно посещать еретические храмы и брать их "святыни"

Вопрос: Добрый день!

Иногда посещаем православный монастырь, иногда попадаем в церковь под конец службы. После Литургии и причащения всем присутствующим периодически раздают остатки просфирки. Стоит ли мне, как крещеной Древлеправославной церковью, принимать антидору, а если нет, то как отказаться? Уйти из церкви в этот момент как-то неудобно. Как лучше поступить? Спасибо!

Разъяснение позиции Русской Древлеправославной Церкви в отношении новообрядческой схизмы

1. С позиции Древлеправославной Церкви, все существующие новообрядческие религиозные сообщества, признающие правильными деяния разбойничьих реформаторских соборов 1656, 1666, 1667 годов и следующие их противным Православию решениям; или, хотя и осуждающие (отвергающие) в той или иной мере деяния выше упомянутых соборов, но, тем не менее, удерживающие в своей сакрально-богослужебной практике так называемый новый обряд или считающие его «равноспасительным»; как и любые иные религиозные сообщества, находящиеся с вышеназванными в каноническом, молитвенном или литургическом общении, согласно 1-му правилу св. Василия Великого, являются расколом. Следовательно, пребывание в этих религиозных сообществах для верующих не спасительно.

Царь Федор Иоаннович канонизирован в Русской Древлеправославной Церкви

На Освященном Соборе Русской Древлеправославной Церкви (26-29 апреля 2018 г.) состоялась канонизация ряда святых, среди которых явился и благоверный царь Феодор Иоаннович.

Святой царь Феодор I Иоаннович родился в Москве 11 мая 1557 года. Он был младшим сыном Иоанна IV Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Иоанна, 19 ноября 1582 года, старший брат святого Феодора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Феодор стал считаться наследником царского престола.

Что такое обряды

Старообрядчество больше всего и чаще всего упрекают в «обрядоверии», т.е. в упрямом поклонении обряду больше даже догмы. Их уважение к обряду склонны считать чуть ли не идолопоклонством.
Но, в самом деле, неужели обряд – что-нибудь несущественное, мало нужное в порядке духовной жизни.

Что такое обряд?
Это – «оболочка», одежда догмы, говорили мы. Теперь продолжим немного иначе: это – закрепленная духовная жизнь, сильный момент христианской жизни, великое мгновение, остановленное, так сказать, навеки, в целях духовного воспитания.

Вера и добрые дела

"Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему” (Деяния 10:34-35).

Воистину Господь не лицеприятен! Все человеческие добродетели и добрые дела засчитываются пред Богом, независимо от национальности, вероисповедания и сословия. ОДНАКО! Мы можем сказать, основываясь на свято-отеческом учении, что для вечного спасения всего этого недостаточно, если человек не исповедует Истинного Бога и не находится в лоне Истинной Церкви Христовой!

Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию (1633-1639). Празднование Пасхи

Как русские торжественно справляли праздник Входа в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, и праздник Пасхи
10 апреля, в Вербное Воскресенье, русские торжественной церемонией справляли праздник Входа Исуса Христа в Иерусалим. Великий князь, которого в предыдущий день просили о позволении посмотреть на это зрелище, прислал послам обычные их две лошади и еще 15 лошадей. Против ворот Кремля нам отвели просторное место, а русских, которых перед Кремлем собралось более 10 тысяч человек, ведено было отстранить, чтобы мы лучше могли видеть процессию. За нами, на помосте, должны были стоять персидские послы со своею свитою. Процессия, направлявшаяся из Кремля в Иерусалимскую церковь, шла в таком порядке.

Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии (1562 г.). Фрагменты - Часть II

Что если человек после причащения изблюет от чрезмерного употребления пищи или питья? О(твет). Пусть кается и постится сорок дней. Если это случится не от пресыщения, а от дурноты, то двадцать дней; если же от другой ничтожной причины, то менее. Священник, совершивший что-нибудь подобное, должен сорок дней воздерживаться от богослужения и поститься; если же это случилось от другой какой ничтожной причины, то он постится неделю, воздерживаясь от меда, мяса и молока. Если же изблюет на третий или четвертый день после причащения, то должен подвергнуться покаянию. Если же кто-либо изблюет святые тайны, то должен каяться сто двадцать дней; если же изблюет по болезни, то три дня; изблеванное же следует выжечь огнем и прочесть сто псалмов; если же собака пожрет изблеванное, то должен поститься сто дней.

Читать далее

Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии (1562 г.). Фрагменты - Часть I

С самого начала и до сего дня русские пребывают в христианской вере греческого исповедания (все богослужение у них ведется на собственном языке. Проповедей у них нет; открытая исповедь (offen Beicht) и оглашение дней происходят публично у алтаря.). Их (общий) митрополит (так они называют своего верховного священника —) имел некогда местопребывание в Киеве, потом во Владимире, а ныне — в Москве 234. Первоначально митрополиты каждые семь лет посещали Руссию, подчиненную власти литовцев, и, собрав деньги, возвращались. Но Витольд не пожелал допускать, чтобы его земли подвергались денежному истощению. Поэтому, созвав епископов, он поставил особого митрополита, который (поначалу сидел в Минске (Miensco), а) ныне имеет местопребывание в Вильне, столице Литвы, которая хотя и следует римскому исповеданию, однако в ней заметно больше храмов русского, чем римского обряда 235. Но и русские митрополиты (как и литовские) получают поставление от патриарха константинопольского 236.

Читать далее

История древлеправославного Собора Покрова Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

История старообрядческой Общины в Ростове-на-Дону тесно связана с историей города. Первые упоминания о молитвенном месте старообрядцев находим в «Описании Азовской Губернии», сделанного по приказу князя Г. А. Потёмкина в 1782 году. Сообщается, что в Ростовской крепости «церквей деревянных — 3, в том числе небольшая часовня старообрядцев» (1). Затем, информация о ростовском старообрядческом храме встречается в 1813 году: есть сведения о деревянной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы на улице Донской (параллельная улица с Канкриновской, ныне Ульяновской), которая, по преданию, была перевезена на эти земли старообрядческими переселенцами с берегов Белого моря.

Читать далее

РДЦ: Иерей Николай Николаевич Микульшин и Вольская община Свв. Апостолов Петра и Павла

Отец Никола происходил из древнего рода столбовых дворян. После 1905 года он вместе со своей семьей (женой Екатериной Андреевной и детьми) присоединился к Древлеправославной Церкви. Первоначальным местом его служения была община г. Вольска Саратовской губернии, где он служил в храме Успения Пресвятой Богородицы в качестве второго священника, настоятелем храма тогда служил престарелый священник Георгий Гумилевский.

Будучи человеком образованным и энергичным, отец Никола принимал самое активное участие в жизни Церкви. Он являлся одним из организаторов и постоянным участником Всероссийских Съездов, горячим сторонником учреждения общин и приискания епископа, за что подвергался различным нападкам со стороны раздорников-противообщинников. Постоянный член Совета Всероссийского Братства, один из разработчиков Устава Всероссийского Братства, член Президиума 1-го и 4-го Всероссийских Съездов.

Читать далее

Денисов Н.Г.: "Старообрядческая богослужебно-певческая культура" (выдержки)

... Непременным условием сохранения и продолжения традиций богослужебно-общинной жизни у старообрядцев является живая связь поколений. Все начинается с детства и передается, как говорится, с "молоком матери". С четырех лет ребенок соблюдает посты, вместе со взрослыми ходит в храм, выстаивает длинные службы, осеняет себя крестным знамением так, как его учат.

Читать далее

Выдержки из книги "Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву (1656-1666)" 

"Знай, что на дверях каждой из церквей казацких бывает железная цепь, вроде той цепи, которую налагают на шею пленникам. Мы спросили об ней и нам сказали, что всякому, кто приходит в церковь на рассвете после звона, вешают эту цепь на шею на целый день, и он остается распятым на дверном отворе, не имея возможности шевельнуться. Это его эпитимия..."

Читать далее

Свидетельство католика о вере русских в 1641 году

"За всем тем они чрезвычайно строго соблюдают посты и очень усердны в почитании святых и в принесении им обетов. В соблюдении обрядов религии они стойки до великого суеверия".

«...они исповедаются около праздника Пасхи с великим сокрушением сердца и благоговением. И сколько кто раз захочет в год, лишь бы исповедался, — может приобщаться Тела Христова. Особо же у них назначено время к празднику Пасхи».

Читать далее

Сообщение о России, продиктованное в 1486 г. в канцелярии Сфорца московским послом Георгием Перкамотой

Когда славнейший господин бессмертной памяти герцог Галеаццо и пр. послал своего сокольничьего Бьянко в области России, для того чтобы он посетил славнейшего господина Великого Герцога России и передал ему несколько охотничьих соколов (falconi pellegrini), этот великолепнейший и великодушный государь по имени Великий Герцог Иоанн, господин России, сын Великого Герцога Василия, не забыл об этой милости и прочной дружбе и в году 1485 в октябре направил в путь своего посла по имени Георгий Перкамота, по национальности грека, рыцаря и дворянина, некогда ушедшего из Константинополя, каковой в месяце июне 1486 приехал в Милан, чтобы от имени названного своего господина посетить славнейшего нашего господина Герцога Джан Галеаццо и передать некие милостивые и полные любви слова от своего господина; он представил верительные грамоты, запечатанные покрытой золотом печатью, а также двое сороков прекрасных выделанных соболей и двух кречетов и несколько живых соболей, доставленных им и привезенных прямо из России, причем он уверял, что ехал по суше более чем три тысячи миль.

Читать далее

Миф о древлеправославных: "Хлеб-соль антихристу" 

Долгое время старообрядчество оставалось явлением закрытым, таинственным. Это, а также невозможность отвечать на клевету (своих-то журналов и газет нет), способствовало появлению множества мифов. У того же П.И. Мельникова, например, тут и там старообрядцы печатают фальшивые деньги. Но это мелочь, есть вещи похлеще. После 1905 года, когда был обнародован высочайший императорский указ «Об объявлении начал веротерпимости», появилась возможность разоблачать небылицы. Однако они по-прежнему оставались живучими.

Читать далее

О изменении Символа Веры

Зри же свидетельства о Символе православныя нашея християнския веры и в коих местех ныне разодран новой.

ПЕРВОЕ. Против древних — литера приложена «иже»:и во единаго Господа Иисуса Христа глаголют, и тою прилагательною литерою отделяют человечество Сына Божия во ин состав от Божества. И того прилагательнаго слова «ижа» ко Исусу отнюдь ни во единой древних книг несть, ни в рукописных, ни в печатных, что есть книг в Рустей земли, но везде «и во единаго Господа Исуса Христа». И в прочих словесех писано: Исус, Исуса, Исусе, Исусу. И аще бы годно то было матери нашей святей росийской церкви, еже глаголати и писати Спасово имя Исус Иисусом, тогда бы еще. древния преводницы святии Кирил Философ, и брат его Мефодий, епископ Моравский, и прочий по них превели бы со греческаго языка на наш словенский язык в книгах «И[и]суса». Но несть, несть!

Читать далее

РДЦ: Архиепископ Стефан (Расторгуев)

Древлеправославный Архиепископ Бугуруслано-Уральский и Сибирский, Предстоятель всей Русской Древлеправославной Церкви (1935-1937).

Древлеправославный Архиепископ Бугуруслано-Уральский и Сибирский Стефан (в миру Сергий Яковлевич Расторгуев) родился 13 октября 1861 г. в городе Екатеринбурге Пермской губернии в единоверческой семье. Отец будущего архиерея Яков Иванович Расторгуев являлся потомственным почетным гражданином Екатеринбурга, крупным золотопромышленником, купцом первой гильдии и гласным городской Думы. Но в 1882 г. он оказался несостоятельным должником и вынужден был продать все свое имущество. Семья Расторгуевых традиционно посещала Свято-Троицкий (Рязановский) единоверческий храм г. Екатеринбурга.

Читать далее

РДЦ: Архиепископ Никола (Позднев)

Архиепископ Никола (в миру Петр Алексеевич Позднев). Родился в 1853 году в с. Слободка Астраханской губернии, в семье псаломщика новообрядческой церкви. Окончил Саратовскую духовную семинарию и в 1879 г. - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания.

Читать далее

Суточный круг Богослужения

Суточным кругом богослужения называются те богослужения, которые совершаются в Церкви Христовой в продолжение суток. Круг суточных богослужений повторяется в течение каждого дня недели на протяжении всего года.

Следуя установлению Ветхозаветной Церкви, основанному на Священном Писании: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1, 5), Новозаветная Церковь начинает круг суточных церковных служб с вечера.

Суточный круг богослужения включает в себя: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, первый час, службу часов и Божественную Литургию.

Читать далее

Старообрядка-подвижница крестьянка Степанида Коровина и ее творчество

Этот снимок крестьянки Степаниды (в скрытничестве – Ольги) Петровны Коровиной публикуется впервые. Найден он совсем недавно в архиве, переданном из ФСБ. Арестованная в день светлой Пасхи 1936 года, она сподобилась мученичества и приняла смерть за Христа.

Петровна (так кратко она подписывала свои книги) была переписчицей и старообрядческой наставницей в таежном селе Верхозерье, что в Удорском районе Коми края. С юности она приняла на себя подвиг «странничества», своеобразного народного монашества.

Древние перстосложения из Равенны

Самые древние каменные кресты  из Равенны (Италия) - наглядное свидетельство принятой формы перстосложения в Апостольской Церкви.

Читать далее

Ученый митрополит и старообрядцы: история одного вырезанного листа

Однажды Московский митрополит Платон (Левшин) обратился с обличительными вопросами к старообрядцам. Те в ответ представили целое сочинение (знаменитые "Статьи инока Никодима").  Не найдясь что возразить, настолько аргументированным было сочинение, он молча сдал рукопись в архив, приписав собственноручную резолюцию. В немногих строках митрополит с предельной ясностью выразил протестантские взгляды, да так откровенно, что это поразило даже его единомышленника и преемника митрополита Филарета (Дроздова).

Читать далее

ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, СОСТОЯВШЕГОСЯ 9-12 (22-25 н.ст.) ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА

9-12 (22-25 н.ст.) декабря 2017 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Владык, приняли участие отцы благочинные, сотрудники отделов и комиссий Церкви.

Читать далее

Староверы Дона в конце XVIII века

После неудачных вооруженных выступлений в 90-х годах XVII века, когда донские казаки пытались ратно противостоять Московскому правительству, навязывавшему военной силой церковную реформу патриарха Никона, исповедание старой веры на Дону стало приравниваться к открытому сопротивлению властям.

Читать далее

РДЦ: Законное восстановление трехчинной иерархии в Русской Древлеправославной Церкви через прием Архиепископа Николы. Фрагменты документа

Во время печальных и кровавых событий церковного раздора, имевшего место в Русской Православной Церкви в XVIIвека, последовала смерть единственного оставшегося верным Древлеправославию Епископа Преосвященного ПАВЛА КОЛОМЕНСКОГО и таким образом истинная Христова Церковь, т. е. старообрядцы оказались без Архипастыря и явились временно вдовствующей Церковью.

Старообрядчество однако, понимая и осознавая, что для вполне канонически полной церковной жизни во всем ее объеме нашей Церкви необходима Епископская власть, — не переставало искать возможности привлечения к себе архипастыря.

Читать далее

«Послание к верным от него же, страдальца Христова, Аввакума, из Пустозерской темницы» 

Возлюбленнии мои, их же аз, люблю воистинну*, друзии мои о Господе, раби Господа вышняго, светы мои, имена ваша написаны на небеси! Еще ли вы живии, любящий Христа истиннаго, Сына Божия и Бога, еще ли дышите?

Попустил им Христос, предал нас в руки враг. Уш-то аз, окаянный, достоин ранам быти сим. Жаль мне стада верных, влающихся и скитающихся в ветренном учении, во лжи человечестей, в коварстве льщения*. Да что же делать? Токмо уповати на Бога, рекшаго: «не бойся, малое мое стадо, яко отец мой благоизволи дати вам царство небесное»*. Не сего дни так учинилось кораблю Христову влаятися, еже есть святей церкви, но помяни, что Златоуст говорит: «многи волны и люто потопление, но не боимся погрязновения, на камени бо стоим. Аще каменю волны и приражаются, но в пены претворяются, каменя же вредити не может, еже есть Христа».

Читать далее

О бороде и богословии

Из Софийской летописи:

"В 1348 году Магнус захватил русскую крепость Орешек. Казалось бы, защитники крепости обречены на погибель, но тут Магнус снова всех удивил. Вместо того чтобы честно и по–средневековому перерезать жителей, он учинил другую резню — бородатую. Все “православные” бороды были сострижены, а их владельцы крещены в католическую веру. Удовлетворив свой религиозный пыл, Магнус не остался на зимовку и вскоре вернулся домой. Однако, как ехидно сообщает русская летопись, бороды у русских снова отросли, а вскоре и новгородская рать подоспела с очисткой территории от врагов. Особо отъявленных вероотступников казнили".

Читать далее

Древлеправославные святые

Здесь дана подборка житий святых Древлеправославия.

Читать далее

Древлеправославные Архиереи

Подборка материалов об архиереях Русской Древлеправославной Церкви.

Соловецкий инок Герасим Фирсов: О сложении перстов при крестном знамении

Понеже прошение твое бысть, и понудил мя еси, еже дати тебе написано твердое же и известное свидетелство от божественных писаний о сложении перстов десныя руки, ими же воображаем на себе вернии знамение честнаго креста, и что лепо есть, яко да творим, да не неведением носими от истинны отпадем и под клятвы отеческия себе подложим, яко же впредъидый слово объявит. И ты убо, якоже есть вера твоя и любовь, принудил еси недостоинство мое. Аз же ведая грубость свою, яко выше есть силы моея, отлагах сие, от совести же стречем всегда, паче же и мнозех зря сомнящихся о сем. Еще же и словеса отеческая во уме приях, якоже глаголют о сем: мнози, рече, глаголющии, творящии же мали, но никто же должен есть своего ради нерадения слово Божие таити, но исповедовати убо всем свою немощь, Божия же истинны не скрывати.

Послание беспоповца Прокопьева Выговскому настоятелю беспоповцу Даниилу Викулову в защиту самосожжений

Примеры исторические Русская Древлеправославная Церковь признает, но намеренные самосожжения осуждает. В те времена бытовала мысль, что самосожжение и самоуморение голодом, чтобы не попасть в руки гонителей, - дело богоугодное, сродни мученичеству. И некоторые убивали себя даже не имея достаточных на то оснований. Церковь осудила эту практику.

Архимандрит Спиридон Потемкин: Об аллилуии

Слово 9. О еже соедини Господь земная с небесными, и совокупи вся языки человеческия, и устрои пети славу святыя Троицы языки человеческими купно со ангельскими, глаголя аллилуия.

Архимандрит Спиридон Потемкин: О Святом Дусе Господе истиннем. Рукопись XVII века

Слово, 2. О Святом Дусе Господе истиннем.
якоже речеся мечь духовный глагол Божий.
а иже похулит Дух Истинный,
сие непрощенное нечестие ни в сем веце ни в будущем.
чтый сия со вниманием мечь духовный глагол Божий.
О христолюбцы! взыщите истины. Бога ради истиннаго; взыщите Истиннаго! крови ради Христовы. взыщите Истиннаго! кого сия не подвигнет ко взысканию взыщите своего ради спасения, да не прельстимся, мощно ли кому любити Христа; отметаяйся словес Христовых; аще мощно; научите мя. аще ли же ни не отметайте, отметающиися приводят себе скорую погибель по писанию. кая уста сравняются со Христовым. испытайте писания. аще обрящите, научите мя ащели же ни не отметайтеся. кое слово сравнится Христову слову. кая богословия уподобися Христовой богословии.

Великий поборник древлецерковного благочестия - архимандрит Спиридон Потемкин

2/15 ноября совершается память преподобного отца нашего Спиридона Потёмкина, архимандрита Покровскаго монастыря, древлецерковнаго благочестия исповедника. Имя Спиридона Потёмкина не настолько широко известно, как имена протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского и других. Однако преподобный Спиридон оставил полезные нам богословские труды, направленные на защиту древлего благочестия. 

Архимандрит Спиридон Потёмкин (во святом крещении Симеон) был выходцем из высших кругов боярской аристократии Московского государства. Происходил он из рода Потёмкиных (знаменитый Потёмкин, князь Таврический, ему был правнуком).

Письмо патриарха Макария Антиохийского латинянам 

Патриарх Макарий поддержал никоновские реформы, а потом участвовал в извержении Никона на соборе 1667 г. и подписал клятвы на старорусские чины.
Между двумя поездками Макария в Москву написано письмо: 

«Слава Богу всегда. Макарий, милостью Всевышнего Бога Патриарх Антиохии и всего Востока, Священной Конгрегации превосходной в добродетели. «Салам» нашего Господа и Бога, нашего Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя спасение наших душ, и благодать его Святого Духа, ниспосланного Его святым ученикам, пречистым апостолам во святой горнице.

П.И. Богатырев: Покровская застава

К числу особенно бойких московских застав принадлежала Покровская застава. Тракт, лежавший через нее, шел на Коломну, Рязань, Козлов, Воронеж, Ростов-на-Дону и вплоть до Кавказа.

Обозы, идущие в Москву и из Москвы, сновали с утра до ночи. Все эти обозы направлялись на постоялые дворы в Рогожскую, так как у Покровской заставы постоялые дворы были исключительно для живейных извозчиков.
Жители, как у самой заставы, так и близлежащих улиц и переулков, состояли преимущественно из московских купцов и мещан. Среди первых были очень богатые люди, поселившиеся на Семеновской улице, идущей от Таганки к заставе. К одному боку заставы примыкал Камер-Коллежский вал, ведущий к Спасской заставе, и пустырь Покровского монастыря, с другой стороны — такой же вал, проезд около него и Большая и Малая Андроньевские улицы. Последняя, на которой я родился, сильно напоминала собою превосходно описанную Глебом Успенским Растеряеву улицу. Та сторона улицы, которая примыкала к заставе, отличалась своей характерностью от других Рогожских улиц. С нее и начнем наш рассказ.

П.И. Богатырев: Рогожская застава

Рогожская застава была одною из самых оживленных застав. Все прилегающие к ней улицы и переулки были сплошь заселены ямским сословием и спокон веков живущими здесь купцами и мещанами. Большинство этих обитателей принадлежало к древлепрепрославенной вере «по Рогожскому кладбищу». Эта жизнь по-древлепрепрославленному создала особый быт, выработала свои условия; здесь нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы, особенно от ее центра. Пришлый элемент появился здесь только с постройки Нижегородской железной дороги. Новизна, принесенная этими пришельцами, долго не прививалась к старому строю жизни, но в конце концов одолела, и Рогожская, как хранительница старых заветов, рухнула и слилась под давлением духа времени с остальным обществом.

Фотографии распечатывания алтарей старообрядческих храмов на Рогожском 1905 г. 

Фотографии были сделаны 17 апреля 1905 года на Рогожском, при распечатывании алтарей старообрядческих храмов на основании царского Манифеста о веротерпимости. Алтари были опечатаны 7 июля 1856 года, по ложному обвинению митрополита Филарета.

Н.А.Бугров - крупнейший промышленник Нижнего Новгорода рубежа XIX — XX столетий 

Бугров Николай Александрович. Родился в 1838 году. Скончался в 1911 году. Крупнейший промышленник Нижнего Новгорода рубежа XIX — XX столетий. Почетный гражданин Нижнего Новгорода, потомственный почетный гражданин. Купец Первой гильдии, мануфактур-советник, гласный Государственной Думы, нижегородских губернского и уездного земских собраний. Кавалер четырех орденов — Святой Анны второй и третьей степеней, Святого Станислава третьей степени и Святого Владимира четвертой степени. Вероисповедание – старообрядец.

Велика сила слова – писатель Максим Горький одним своим очерком разрушил репутацию купца. Но Бугров был человеком настолько незаурядным, что в Нижнем Новгороде помнят о нем до сих пор.

"Русский Атлант": Старовер, бизнесмен, реформатор Павел Рябушинский

Он мог бы стать центральным героем книги Айн Рэнд, развивайся ее действие в предреволюционной России. Один из крупнейших предпринимателей страны, создатель призванной представлять интересы подобных «людей дела» Прогрессивной партии, борец с социалистами у власти. Либерал – и ревнитель «старой веры», мечтавший возродить Россию на ее основе. Все это – Павел Павлович Рябушинский (1871-1924).

Рябушинских в начале ХХ века за глаза называли русскими Рокфеллерами. Внуки простого крестьянина Калужской губернии Михаила Рябушинского, своим трудом выбившегося в купцы 3-й гильдии, в 1899 году унаследовали фабричную империю, стоившую более 20 млн. руб. Основанный в 1902 году Банкирский дом братьев Рябушинских, в 1912 году был преобразован в крупнейший Московский банк. По отчетности банка за 1916-й, последний предвореволюционный год, его основной капитал составлял 25 млн. руб., а привлеченные средства – 250 млн.

«Отстаивание правильного освещения истории раскола и старообрядчества в программах государственного образования и в СМИ»

Осознание российским научным и культурным сообществом, что такое явление русской истории как «раскол», то есть разделение национальной Русской Церкви в середине 17 века, произошло не сразу. Лишь спустя, без малого, два столетия (в середине 19 века) началась научно - историческая разработка данного вопроса, что, впрочем, вполне объективно соотносится с общим вектором развития общественных наук в Российской Империи.

С этого периода научно-историческое и литературно-публицистическое российское сообщество стало отходить от идеологических уничижительных клише касательно «старообрядчества», что ранее было присуще полемике синодальных миссионеров и практике полицейского и чиновничьего протокола.

Кирилл Кожурин: Основные различия между старым и новым обрядом 

Со временем стало ясно, что Никон и стоявший за его спиной царь хотят не просто исправления каких-то погрешностей переписчиков, а изменения всех старых русских церковных чинов и обрядов в соответствии с новыми греческими. И действительно, изменений было множество. Достаточно перечислить лишь некоторые, наиболее важные с точки зрения православного вероучения...

Евсевий, епископ Белебеевский и Белорецкий

Еще молодым, спасаясь от большевистского террора, Евсегний Феоктистович ушел с семьей в Сибирь и поселился в одном из притаежных поселков на Кузбассе, куда к этому времени съехалось много христианских семей из разоренного коллективизацией Алтая. Он сразу же стал душой христианского общества. Даже теперь, когда этот человек давно уже умер, единоверцы, да и многие односельчане, хранят теплую память о нем.

На протяжении многих лет Евсегний Феоктистович являлся духовным наставником для древлеправославных христиан, проживающих как в поселке Урск, так и во множестве близлежащих таежных заимок. Он стойко сносил издевательства и оскорбления со стороны местных властей. Однажды, дабы избежать очередной попытки ареста, Евегний Феоктистович подобно царю Давыду (1Цар.21:10-15) претворился юродивым и был лишь благодаря этому отпущен.

Михаил (Кочетов), древлеправославный архиепископ Московский и всея Руси 

Родился в г. Дубовка Волгоградской области. В ранней юности он покинул родительский дом и, ведомый желанием иноческой жизни, стал насельником, а в последствии — игуменом Малиновского древлеправославного монастыря.
В 1924 году Архиепископ Никола (Позднев) рукоположил инока Михаила в сан священноинока.

Житие протопопа Аввакума

Четыреста лет назад Россия исповедовала одну христианскую православную веру в стенах Единой Соборной Апостольской Церкви. Для испытания крепости веры Господь попускал в этот период многие беды на христиан. Так ненадолго возникли еретики стригольники и жидовствующие (четырнадцатый, пятнадцатый века), да быстро исчезли. Неоднократно покушались на Русскую Церковь и римские папы, пытаясь подчинить ее своей власти. Не поколебало православной веры русского народа и татарское иго, под которым наша держава находилась более двухсот лет. Татары уважительно относились к христианской вере, не вмешивались во внутрицерковную жизнь. Под страхом смерти запрещалось татарам глумиться над иконами, высмеивать образ жизни христиан, препятствовать русским людям служить Богу. Более того, многие татарские правители, их дети приняли святое крещение.

Преподобная Анна Кашинская († 1338 г.): Дважды канонизированная святая

Святая благовѣрная княгиня Анна Кашинская была потомкомъ святыхъ князей-мучениковъ Михаила Черниговскаго (20 сентября) и Василька Ростовскаго, (4 марта). Дѣдъ ея, князь Борисъ Васильковичъ Ростовскій, всю жизнь свою, почти съ 14-ти лѣтъ, провелъ въ Ордѣ, отстаивая родной народъ передъ татарами, и называется «Печальникомъ Земли Русской».

О церковных реформах в Греческой и Русской Церквах

Существует еще одно важное обстоятельство, которое помогает лучше понять, откуда,
когда и почему во Вселенской Православной Церкви появились новые тексты и обряды,
впоследствии перекочевавшие на Святую Русь. Дело в том, что когда патриарх Никон и царь
Алексей Михайлович стали проводить церковную «реформу», то за образец была взята
современная Греческая церковь (XVII-го века), которая на тот момент уже сильно отличалась от
той Древнегреческой церкви, от которой мы приняли веру православную в X веке. Что же
произошло с греками за это время?

Обрядоверы ли древлеправославные? 

Можно очень часто услышать упрек в адрес древлеправославных, что они якобы обрядоверы и слишком придают большое значение букве. Что, мол, Христос в 1 веке обличал за это иудеев и фарисеев. Ну, что сказать? Удивительно то, что ради этой "буквы", как они говорят, в 17 веке переломили через колено Русскую Церковь, повырезали и посжигали столько верующего народа и добились того, чтобы их "буква", т. е. новые обряды, стояли во главе угла!

О пилатовой титле

Среди церковных нововведений, появившихся на Руси во второй половине XVII века, особняком ставится так называемая пилатова титла INЦI, т. е. «Исус Назорей царь Иудейский». Это надписание, появившееся на никонианских крестах и иконах, попало на какое-то время и в старообрядческую среду. Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена «пилатова надпись», возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге «Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны» категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы).

Святость под запретом: о деканонизации святых в Синодальной Церкви 

История христианской святости — это не только история жизни и трудов подвижников Церкви Христовой, но и история их почитания, иконографии, агиографического и литургического прославления. Без всего этого личность святого не станет ясным назидательным и молитвенным образом.

Ранний экуменизм

Известно, что в ХVІ в. за Константинопольский престол развернулась острая борьба между приверженцами кальвиниствующей и иезуитствующей партий. Например, с 1621 по 1638 гг. Константинопольскую кафедру занимал кальвинист Кирилл Лукарис, в течение 17 лет пятикратно возводимый на нее и низводимый. Он обнародовал откровенно иконоборческое "Исповедание Веры", которое вызвало большую смуту не только среди греков, но и на Юге России. Патриархи-латинофилы, подчеркивая свои антипротестантские настроения, демонстративно носили кардинальские шапки (по виду напоминающие мексиканское сомбреро). В таком виде, например, изображается на портретах известный полемист с протестантами патр. Иеремия ІІ (1572-1595), трехкратно занимавший тот же престол.

Плоды Никоновских реформ

1. Нарушение соборности во время проведения реформы: убийство епископа Павла Коломенского, дальнейшее физическое уничтожение "непокорных старообрядцев".
2. Поругание над древними святынями (иконами и книгами), где было изображено двуперстие и напечатаны богослужебные тексты по старому образцу.
3. Петровские реформы.
4. Упразднение патриаршества в ПРЦ с введением неканоничного правительствуещего Синода по протестанскому образцу.
5. Смешанные браки.
6. Причастие католиков в Русской Церкви уже в 18 веке.
7. Благословение причащаться в случае нужды у католиков перед 1917 годом.
8. Возникновение сергианства и раскол.
9. Скрытый, а затем открытый экуменизм.
10. Модернизм в Церкви во всех его проявлениях.

Реформаторские нововведения в Русской Православной Церкви при патриархе Никоне

Реформируя Русскую Православную церковь, бывший патриарх Никон, ввел своей реформой следующия нововводства, не бывшия дотоле в русской православной церкви.

Первое нововводство Никона: это было отмена земных поклонов и двуперстнаго сложения с заменою его троеперстием: "Первая попытка в этом роде, - говорит историк М. Макарий, - сделана была Никоном, спустя около семи месяцев вступления его на патриаршую кафедру, и касалась только двух новшеств. Но при первой же этой попытке обнаружились и ярые противники Никона и начатаго им дела. Пред наступлением великаго поста в 1653 году Никон разослал по всем церквам Московским следующую память: "по преданию святых апостол и святых отец, не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны. Еще и тремя персты бы есте крестились" (М. Макарий "История русской церкви", т. XII, стр. 118). Такое нововведение со стороны Никона было погрешительным на том основании, что оно шло в прямое противоречие со священным Писанием, святоотеческим творением и историческими данными (см. подробно об этом доказательства во II-й главе, настоящей книги)...

Краткое уведомление о Большом Московском соборе

1666-1667 гг. 

В 1666-67 годах состоялся так называемый Большой Московский собор, который внес окончательное разделение в Русскую Церковь, через утверждение нецелесообразной и даже вредной церковно-литургической реформы. Помимо реформирования богослужения и оправдания безграмотной правки книг, данный собор провозгласил целый ряд богословских заблуждений, содержащихся как непосредственно в деяниях самого собора, так и в утвержденной этим собором в качестве вероучительной книге под заглавием: «Жезл правления на правительство мысленного стада православно-российской церкви». В конце 1667 года данное сочинение было напечатано от имени царя и всего собора:

"Жезл сей мысленный, трудолюбием преосвященнаго собора тщаливе сооруженный: Благословением же святейших патриархов, Паисия Александрийскаго и Макария Антиохийскаго типом изданный" (Жезл правления, лист 20 оборот).

Ораторский (РИТОРИЧЕСКИЙ) жест на иконах, НЕ ПУТАТЬ С ИМЯСЛОЖЕНИЕМ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ! 

Об этом жесте оратора имеется указание в античных трактатах по ораторскому искусству. Поэтому он с самого раннего времени часто использовался в христианских изображениях, когда надо было показать проповедь, пророчество и т.п. Чаще всего ему сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого. Или, например, с таким жестом изображался арх. Гавриил в сцене Благовещения, чем показывалось его обращение к Деве Марии с известными словами: "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою". Обратите внимание, что с этим жестом изображаются ветхозаветные пророки, которые не могли ни знаменоваться крестным знамением, ни благословлять подобно святителям.

Двуперстное крестное знамение

Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству.
Пе­ремена перстосложения является самым известным примером реформ патриарха Никона. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин правосла­вной веры учила и древняя Церковь.