22. Очи Церкви
Новообрядец. Я согласен, что епископы в церкви не глава, а только члены, и именно очи церковные. Но вам-то от этого никакой нет отрады. У вас сто восемьдесят лет не было епископа, следовательно не было очей, и потому ваша церковь есть слепая, как действительно и говорится в книге «О вере», что церковь без епископа слепа (л. 213).
Старообрядец. Но что ж из этого? Разве слепая церковь перестает быть церковью Христовою? Ведь и человек слепой не перестает быть человеком: хотя и слеп, а все-таки человек; скотиной его не назовешь. Так и церковь: хотя и слепая, все-таки церковь; другим чем ее не назовешь.
Слепая церковь не значит еще еретическая. В доказательство этого прочитаю в книге «О вере», на которую вы указали. Вот что в ней сказано о слепой церкви, бывшей в малой России, когда епископы ее уклонились в унию, впали в еретичество: «Церковь бо наша святая митрополита и епископов православных, их же сам Исус Христос оком тела нарече, оставили бяше слепа, яко тело без очию» (гл. 23, лис. 213). Вот слепая церковь называется святою, а не еретическою. Ясно, что слепая церковь может быть святою, православною церковью.
Впрочем, должно сделать оговорку: я с вами условно согласился, что старообрядческая церковь была слепа во время пребывания без православных епископов. На самом же деле она и в это время не была совершенно слепая; во-первых, потому, что истинный и существенный свет церкви есть сам Господь наш Исус Христос, как Он говорит сам о Себе: «Аз есмь свет миру» (Иоан. зач. 29), а тем более церкви; Он есть свет истинный, который «просвещает» не только Свою церковь, но и «всякаго человека грядущаго в мир» (Иоан. зач. 1). А, во-вторых, потому, что очами церкви называются не только епископы, но и священники, как написано в «Кормчей» в главе 60 и у святаго Афанасия Великаго; «епископы и священники, как очи церкви» (твор. его, ч. 1, стр. 479 и Ник. черн. горы, сл. 7). А священники у нас и в то время, когда епископов не было, были непрерывно: значит у нас и тогда око церкви было. Только не было, так сказать, одного ока — епископов; а другое око (священники) было постоянно.
Новообрядец. Следовательно ваша церковь была урод! С одним глазом!.. Кривая, вот так церковь.
Старообрядец. Ваше дело издеваться и насмехаться над священными предметами, потому что вы стараетесь не истину узнать и уяснить, а лишь грязнить и бесчестить своего противника. Наше же дело только веровать и уяснять истину. Вы говорите, что старообрядческая церковь была кривая, урод, потому что я сказал, что в ней, хотя одного ока епископов не было, но другое все-таки было.
Но пусть, по-вашему, она была урод. Что же будет этому уроду? — вот в чем вся суть дела, а не в насмешках. Посмотрим, что определил Господь наш Исус Христос уроду, с единым оком, и что не уроду, с двумя глазами? Читаю в Евангелии: «Аще око твое десное соблажняет тя, исткни е: добрее ти есть со единем оком внити в царствие Божие». Вот, смотрите: церковь исторгшая соблажняющее око и оставшаяся со единым оком, по вашим словам, сделавшаяся уродом, войдет в царствие Божие, приведет чад своих к вечному блаженству.
Посмотрим далее, что будет той церкви, которая не исторгнет соблажняющего ока, будет с двумя глазами? Вот что: «неже две оце имущу, ввержену быти в геену огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает» (Марк зач. 42). Видите ли, церковь не исторгшая соблажняющего ока, оставшаяся с двумя глазами, будет ввержена в геену огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. Это говорит сам Господь Бог. А Он и судить нас будет на страшном суде по Своим словам и заповедям, по Своему святому Евангелию. Он сказал: «Отвергиися Мене и не приемляй глагол Моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Иоан. зач. 43). Вот, в последний день страшного суда «книги разгнутся» (стихера в нед. мясоп.), Евангелие откроется, — представим себе страшный суд Христов по-человечески, — и Христос, праведный Судия, спросит нашу старообрядческую церковь: «почему ты была некоторое время с одним оком?» Она, конечно, ответит: «Потому, что исторгла соблажняющее око, по Твоей заповеди». «Вниди в царствие Божие» (Марк. зач. 12), речет Христос. Потом обратится к вам, новообрядцам: «А вы, — скажет, — почему не исторгли соблажняющего ока, почему были всегда с двумя глазами, не обращая внимания на то, что один из них был соблажняющий?» Вы ответите: «Да больно было исторгать свое око, да и стыдно было оставаться с одним глазом и оказаться уродом — кривым». «Ввергнуть их, — гласит определение Божие — в геену огненную, идеже червь их не умирает и огнь не угасает» (Марк. зач. 42).
А что это изречение Спасителя о соблажняющем оке относится и к заблуждающимся епископам, это утверждает святый Афанасий Великий. В толковании на сие он говорит: «Идя путем непогрешительным и живоносным, исторгнем мы у себя соблажняющее око, но не чувственное (ибо и слепые прелюбодействуют), а мысленное. Так, например, если епископ или презвитер, как очи церкви, живут худо и соблажняют народ, то надлежит их извергнуть. Ибо лучше без них собиратися в дом молитвенный, нежели с ними, как с Анною и Каиафою ввергнуться в геену огненную» (творен, его, ч. 1, стр. 479; и Ник. черн. гор. сл. 7).
Поэтому вам, новообрядцам, следовало бы не смеяться над старообрядцами, а плакать о своем несчастном положении, что вы с своими архиереями, как с Анной и Каиафой ввержены будете в геену огненную за то, что не исторгли у себя соблажняющего ока — еретичествующих епископов, вопреки заповедям Божиим.
Новообрядец. Прочитанное вами толкование святаго Афанасия Великаго хотя действительно доказывает, что изречение Спасителя об исторжении соблажняющего ока относится к еретичествующим епископам, но ведь в нем сказано, что такого епископа надлежит извергнуть. А кто же епископа может извергнуть? Конечно, только епископы, и притом собор епископов в числе не менее двенадцати, по 12 правилу Карфагенского собора. У вас же, старообрядцев, после 1667 года епископов не осталось, а были только священники и миряне. А они не имеют права судить и извергать епископов. Отделяться же от них прежде соборного суда над ними никто не имеет права, если бы они и погрешали в чем-либо. А вы отделились от епископов прежде суда, почему толкование святаго Афанасия вас не оправдывает.
Старообрядец. Священные правила действительно определяют, что священники с мирянами не должны отделяться от своего епископа прежде суда над ним, но только в том случае, когда он содержит православную веру неизменно, хотя бы и совершил какой-либо грех. Если, например, епископ совершит убийство, святотатство или что-нибудь подобное, и подчиненные его знают об этом, то они не должны отделяться от него, а обязаны сначала довести до сведения собора епископов, и когда собор признает его виновным и осудит, тогда они не должны ему подчиняться.
Если же епископ станет проповедывать ереси, тогда священники и миряне должны непременно от него отделиться, не дожидаясь суда над ним собора епископов. Так, очевидно, разумел и святый Афанасий, когда сказал: «лучше без них (без епископов) собиратися в молитвенный дом». Если бы святый Афанасий понимал, как вы, что соблажняющего, или еретичествующего епископа должны извергнуть непременно епископы для того, чтобы иметь право отделиться от него, то он так бы и сказал, что лучше с православными епископами собираться. Но нет, — он решительно требует собираться лучше вовсе без епископов, если они сделаются соблазнителями-еретиками, чем предусматривает такой случай, когда епископов православных не будет и христиане должны тогда собираться без них. А что от таких соблазнителей епископов следует отделяться прежде соборного над ними суда, это определяет святой собор, называемый перво-второй, или двукратный в своем 15 правиле и многие другие святоцерковные узаконения, что мы представим немного погодя.
Цитаты из старообрядческой книги И. Усова
«Церковь Христова временно без епископа»