ХРИСТИАНСТВО В КИТАЕ. Часть 2. Албазин

Глава I

Вторая половина XVII века. Предпосылки создания и открытие первой Русской Духовной Миссии в Китае

Набеги русских казаков

Впервые православие появилось на землях Китая в XIII веке. В результате монгольских набегов на Древнюю Русь, в плен к монголо-китайцам было захвачено несколько десятков тысяч русских и алан (предков осетин). Монголы в то время имели обыкновение отбирать лучших молодых мужей из покоренных народов для создания дружин ханской гвардии. В 1330 году, когда после череды дворцовых переворотов на троне в Пекине воссел монгольский хан Туг-Тэмур, считавшийся китайским императором по имени Тяньли, русские составляли особый отряд пекинской гвардии. Для них на севере от китайской столицы был устроен лагерь.

Туг-Тэмур - 8-й Император Китая из династии Юань (правил с 16 октября 1328 по 3 апреля 1329)

По мнению миссионера-востоковеда архимандрита Палладия (Кафарова), местом поселения русских гвардейцев тогда была окраина Китая, или горная межа, отделяющая Китай от Монголии. В их числе были люди с именами Никола, Илия, Георгий, Димитрий. Русские воины занимались там земледелием, охотой и рыбной ловлей, имели свои сельскохозяйственные орудия. В 1331 году русский полк был пополнен 600 войнами, а через год в Пекин прибыло 2803 русских. Последнее упоминание о русских воинах в Китае мы встречаем в исторических источниках, относящихся к 1334 году. Что сделалось с русскими и аланами в 1368 году, когда монголы были изгнаны из Китая, неизвестно. Вероятнее всего, что ввиду своей малочисленности, и лишенные нравственно-религиозной связи со своим отечеством, русские воины затерялись на дальнем Востоке, а их взгляды ассимилировались и растворились в окружающей их обстановке языческих верований и национальных традиций.

В середине XVII века, в то время, когда минская династия в Китае сменилась на маньчжурскую, левый берег Амура заселили русские казаки. Дело в том, что китайское правительство к тому времени не могло справиться с крестьянскими бунтами, которые длились в течение 20 лет, и прибегло к помощи соседней маньчжурской армии. Оказав китайцам такую услугу, трехсоттысячная армия маньчжуров однако не захотела уходить из Китая и, сумев восхитить власть, занялась насильственным переселением всех родственных себе племен из Приамурья на территорию Срединной империи, чтобы укрепить свои позиции в управлении стомиллионным китайским народом. Таким образом, территория Приамурья, искусственно опустошенная маньчжурами, стала доступна для русских поселений.

Сохранились восторженные повествования о богатстве этих земель казака Пояркова, впервые побывавшего на Амуре в 1643 году с отрядом охотников. Также мы читаем в древних источниках, как в 1650 году «старый оптовщик Ерофейко Павлов Хабаров, со служилыми и охочими, с промышленными людьми», пришел в даурскую землю на великую Амур-реку и, успешно сразившись, изгнал даурских князей с их людьми из города. «…И он, Ярофей, с тем войском занял тот Албазин, даурский город, и в нем засел»[1][1]. Город же был так назван в честь убитого русскими пришельцами даурского князя Албаза.

Знамя албазинских казаков

Албазинский острог и первые православные святыни

К 1651 году Албазин уже представлял собой острог, обнесенный крепкой оградой, и служил русским казакам исходным пунктом для приамурских вылазок. Они нападали на даурских людей, отбирали у них скот, требовали для Москвы оброк (ясак) соболями, расспрашивали об иных местных жителях близ Амура и других рек. Такое поведение русских людей вызвало недовольство первого императора новой династии в Китае — маньчжурской империи Цин с девизом правления «Шуньчжи» — Айсиньгьоро Фулинь. Он отправил к Албазину тысячную армию, но захватить его не смог, так как город формально находился на нейтральной территории. Армия «Шуньчжи» сумела лишь разогнать некоторых беспокойных казаков. Затем император велел объявить российским комендантам Албазина, чтобы они сами разорили свою крепость и не причиняли его поданным никакого беспокойства. Однако коменданты ответили, что без указа своего Государя ничего делать не могут. Все же, дело закончилось тем, что русские землепроходцы разрушили крепость, но своих колонизаторских намерений не оставили.

Айсиньгьоро Фулинь - первый император маньчжурской империи Цин с девизом правления «Шуньчжи» (顺治 «Благоприятное правление», 1643—1661), личное имя — Фулинь, посмертное храмовое имя — Шицзу (清世祖 Qīng Shìzǔ)

В 1661 году прибыли на Амур беглые казаки – пятидесятник Никифорко Черниговский и около ста его товарищей, которые убили на Лене в устье реки Киренги притеснявшего их илимского воеводу Л. А. Обухова. Царская администрация заочно приговорила Н. Р. Черниговского с 17 товарищами к смертной казни. Но казаки взяли на себя обязательства по сбору ясака с местного населения Приамурья, надеясь этим задобрить власти. Они исправно переправляли оброк через Нерчинск в Москву, и настолько в этом преуспели, что в 1672 году, по ходатайству сибирского начальства, были помилованы. И вновь на Амур-реке была возведена русскими людьми Албазинская крепость. «Из албазинского острогу присылалось в Москву ясаку до прихода китайских людей по пятидесяти, по сороку сороков соболей, по московской цене, по девяти, по осми и по семи тысяч рублев»[2].

В 1671 году, с согласия всех албазинцев, бывший с ними иеромонах Гермоген (строитель Усть-Киренского монастыря в Забайкалье) заложил близ острога православный (новообрядческий[3][3]) монастырь во имя Всемилостивого Спаса, а в самой крепости – церковь Воскресения Христова. Монастырь был возведен на средства, как самих казаков, так и за счет мирских подаяний, получаемых благодаря хождению по миру с иконой.

«…А заводя ту пустынку, ходя по миру с ыконою, а на подмог и на всякую работу албазинские казаки давали хлеба и коней и работников. И я б(о)гомолец твой пустынку построил и братию прибрал девять братов. А стоит та пустынка повыше Албазинсково острогу вверх по Амуру реке на Брусяном камени…» (Из челобитной настоятеля Спасской Албазинской пустыни чёрного попа Гермогена царю Федору Алексеевичу с указанием её места расположения 1680 г.)[4][4].

-5

Главной достопримечательностью маленькой обители под Албазином являлась икона Слово Плоть Бысть с изображением Чревоношения Богоматерью Богомладенца Христа, которая почиталась как чудотворная еще до принесения ее в Приамурье. Теперь эта икона является самой почитаемой среди православных Дальнего Востока, и до сих пор она сохранила название «Албазинская».

Албазинская икона Божией Матери

Насельниками Спасского монастыря тогда были всего четыре монаха, которые зарабатывали себе на пропитание тем, что мололи албазинским жителям зерно на двух монастырских мельницах. Старец Гермоген же являлся для русских казаков своего рода ангелом-хранителем: он укреплял их в вере в Бога, своими молитвами и духовными советами подавлял ропот и взаимную вражду, внушал покорность к старшим и готовность терпеливо переносить все испытания. Благодаря своим добрым качествам, старец приобрел доверие и уважение всех албазинцев, особенно их воеводы Алексея Илларионовича Толбузина. Вскоре к их общине примкнуло несколько крестьян из Нерчинска, которые помогли албазинцам наладить правильное земледелие. К 1681 году весь приамурский край вместе с Албазином и семью другими острогами составил часть владений России. Сюда относились также несколько приамурских слобод и деревень.

Через некоторое время, с приходом к власти китайского императора Канси (1662-1723 гг.), китайцы начали укреплять северную Маньчжурию за счет построения новых острогов и крепостей и, следовательно, теснить русских поселенцев. Кроме того, постоянные набеги русских на китайские селения при Амуре с целью сбора ценного пушного меха весьма раздражали китайского повелителя. Вначале он хотел с русскими поселенцами урегулировать все проблемы полюбовно, и даже послал им свою грамоту с увещеваниями не трогать его людей, но, видя, что русские албазинцы не хотят сдавать свои позиции, решил идти на них войной.

Осада Албазина 1685 года

В 1685 году, после ожесточенного боя, в котором русские казаки проявили всю свою храбрость и решительность, Канси, все же отобрав у русских крепость, предложил им на выбор: либо возвратиться в Россию, либо остаться в качестве его поданных. Осталось только 45 человек с несколькими женщинами и детьми. Остальные русские, в количестве 300 человек, обобранные китайцами до нитки, отправились назад в Нерчинск.

-8

Двести верст за русскими казаками следовали китайские воины, наблюдая, как бы те не переменили своих намерений и не вернулись обратно. Впрочем, опасения китайцев подтвердились, потому что на следующий день казаки встретили опоздавшее подкрепление, посланное нерчинским воеводой на подмогу к русским, и возвратились назад. Года три еще сражались русские с китайцами за Албазин, пока крепость не была окончательно разорена в соответствии с Нерчинским договором от 27 августа 1689 года, по которому Россия уступала амурские земли Китаю.

Бэйгуань (Северное подворье) в Пекине. Поселение пленных албазинских казаков и их потомков у ворот Дунчжимэнь. Рисунок. 1805 г.

___________________________________________________

*Oros Niru (китайский :俄羅斯佐領, букв.: «Русский Ниру») — воинская часть династии Цин в Китае. В его состав входили русские казаки (также известные как албазинцы ), попавшие в плен во время пограничных конфликтов между Российской империей и Цинским Китаем. Все члены Орос ниру приехали из России в какой-то момент времени. Было семь казаков, которые прибыли до 1644 года. Они были одними из самых ранних русских иммигрантов в Маньчжурии.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1][1] Акт. ист. IV, №31, стр. 67, 74. Соловьев, XII, 307, 309.

[2][2] Н. Н. Бантыш-Каменский. Китайские дела 1736 г. Л. 19., стр. 22.

[3][3] С этого момента вплоть до излагаемых событий о приходе древлеправославных христиан (старообрядцев) на землю Китая под «православными» будут подразумеваться новообрядцы-никониане (официальная Российская Церковь с 1666 года).

[4][4] Албазинский Спасский монастырь: основные вехи истории и результаты исследований. Забияко А.П., Трухин В.И.

Продолжение следует…

_________________________________________

На 1 фото — Группа Oros Niru* и члены их семей сидят вокруг православной иконы в Тяньцзине, уцелевшие после восстания боксеров. 1900 год.