Священный хлеб артус

С начала Светлой седмицы перед царскими вратами полагается священный хлеб, называемый «артус». Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них. Апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Светлой Субботы артус раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра.

С артусом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артуса.
__________________________________________

Вот как описывается «Чин о панагии во святую седмицу Пасхи» с артусом в Древлеправославной Руси.

По воскресении Своем Христос неоднократно являлся Своим ученикам, когда они собирались за трапезой. Поэтому они стали за каждой трапезой оставлять для Христа место и ставить перед ним хлеб. По Вознесении Господнем этот обычай святые апостолы сохранили. В конце трапезы один из апостолов этот хлеб воздвигал (приподнимал) с возгласом: «Христос воскресе!» Остальные отвечали: «Воистину воскресе!»

Этот обычай святые отцы заповедали соблюдать в пасхальные дни в христианских общинах, особенно в монастырях. В старопечатных русских книгах он описывается следующим образом.

В день Святой Пасхи из одной из просфор во время проскомидии частицу не вынимают, но поставляют ее на жертвеннике и возжигают около нее свечу. Священник кадит эту просфору, затем читает над нею молитву: «Воскресшаго Христа Бога нашего, и во сретение Воскресения к Празднику праздником притецем…» (она написана в Потребнике). В этой молитве прославляется Христово воскресение и призывается благословение Божие на сию просфору, которая называется артусом (в переводе с греч. — хлеб), в конце молитвы священник ограждает просфору крестным знамением. По освящении артуса иерей кладет его в панагиа́рь (блюдце с изображением Знамения Богородицы, покрываемое крышкой с изображением внутри Святой Троицы, а снаружи — Распятия Господня), стоящий на жертвеннике, и возжигает перед ним свечу. Затем начинает божественную литургию. Во все время службы артус лежит открытым, ради совершения над ним каждения, а между службами «покрывается панагиарь твердо от мыши» (устав «Церковное око»).

По окончании святой литургии служивший ее священник или диакон, в полном облачении, подносит артус на специальном блюде с изображением Голгофского Креста к раскрытым царским вратам алтаря и, не исходя в церковь, сам передает артосное блюдо через царские врата другому священнику или диакону, которые стоят снаружи, на солее, облаченные не в полное, а лишь в малое облачение (священник — в епитрахиль и в поручи, а диакон — только в поручи, как описано в «Церковном оке», ибо без «малых ризиц» на амвоне священнослужитель не имеет право стоять).

Артус несут в монастырскую трапезную, в преднесении иконы Воскресения Христова. За артусом следуют игумен и «братия вся, по чину своему», в это время звонят во все колокола и поют многократно «Христос воскресе». Когда торжественная процессия входит в трапезную, поют 9-ю песнь пасхального канона: по 1 разу ирмос и оба тропаря (при этом на 1-м тропаре поют запев канона, а на втором — «слава, и ныне»; в некоторых же местностях поют без запева и «слава, и ныне»). Затем «покрывают» тем же ирмосом «Светися, светися…» с поясным поклоном. Священник или диакон, встав с восточной стороны либо в красном углу (у икон), трижды воздвигает блюдо с артусом, возглашая: «Христос воскресе!» Все отвечают трижды: «Воистину воскресе!», затем поют «Христос воскресе!» трижды. В это время поставляют на возвышенном месте воскресную икону, а перед ней артус на блюде и зажженную свечу. После этого молятся пасхальным чином перед обедом, игумен благословляет трапезу, и все садятся на свои места.

По окончании трапезы, восстав из-за стола, все поют «Христос воскресе!» трижды, затем «Господи помилуй (дважды), Господи благослови!» Диакон кланяется игумену и отдает блюдо с артусом в его руки, сам же при поднимает (воздвигает) над блюдом артус трижды, возглашая: «Христос воскресе!» Вся братия отвечает также трижды: «Воистину воскресе!» Диакон ограждает блюдо с артусом крестообразно (держа его «обеима руками треми персты», то есть двуперстием правой руки и указательным пальцем левой) со словами: «Покланяемся Его тридневному Воскресению!» Все творят поясной поклон. И целуют артус настоятель и все братья поочередно, а в то время поют ирмос «Светися…», и снова всю 9-ю песнь канона Пасхе, покрывая тем же ирмосом (с поясными поклонами). Затем поют ипакой Пасхе («Предвариша утро…»), «слава…», «и ныне…», кондак «Аще и во́ гроб…». Затем поют: «Господи помилуй (дважды), Господи благослови!» Игумен творит отпустную молитву: «Благословен Бог милуяи и питаяи нас…», братия говорят: «Аминь!», а настоятель возглашает: «Бог да простит и помилует послуживших нам!»

После этого берут вновь образ Воскресения Христова и блюдо с артусом и идут с ними обратно в церковь, тем же порядком, как шли в трапезную. И в церкви у царских врат встают священники или диаконы в малых ризах, лицом к западу, держа икону и артус на блюде. Снова все поют ирмос и тропари 9-й песни пасхального канона, покрывая задостойником «Светися», и совершают в храме земной поклон (кроме держащих артус и икону). Диакон воздвизает блюдо с артусом трижды, возглашая: «Христос воскресе!» Братия отвечают трижды: «Воистину воскресе!» Потом трижды поют «Христос воскресе из мертвых…», затем: «Господи помилуй (дважды), Господи благослови!» Игумен возглашает: «За молитв святых отец наших…» Диакон передает через царские двери артус на блюде священнику, служившему литургию и облаченному во все священные одежды (он остается во алтаре на все время трапезы и ждет возвращения артуса). Священник принимает блюдо и вкладывает артус в панагиарь, закрывая его крышкой до начала следующего богослужения. Игумен и братия расходятся по своим келиям.

Так совершается «Чин о панагии во святую седмицу Пасхи» шесть раз, ежедневно с воскресенья по Светлый Пяток. А в пасхальную субботу чин видоизменяется. Во время литургии, в то время как поют задостойник «Светися, светися», второй священник (не тот, который литургисает), надев на себя епитрахиль, встает у жертвенника перед артусом, вынутым из панагиаря, и рядом полагает еще одну цельную (невыколотую) просфиру («панагию»), и чтет над ними молитву: «Господи Боде наш, Иже по плотскому смотрению Твоему благословив пять хлеб и две рыбе в пустыни, и от тех хлеб пять тысящ человек насытив, Ты и ныне Владыко благослови хлебы сия и принесших ты́я, и имже принесены быша, богатное и стократное благословение Твое подаждь Христе Боже, молитвами Пречистыя Ти Матере, и святых Твоих апостол, и святаго Поликарпа, и всех святых, и святаго ради тридневного и живоноснаго Воскресения; яко Ты еси Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Отцем, и с Пресвятым Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и во́ веки веко́м, аминь!»

После этого артус полагается на артусное блюдо, а панагия (другая просфора) вкладывается в панагиарь. После отпуста литургии священники и диаконы выносят через северную дверь алтаря блюдо со артусом, за ним — панагиарь с благословленной цельной просфирой (без иконы Воскресения) и под звон колоколов идут обычным порядком в трапезную (этот чин мы опишем ниже, в главе о панагии). Перед обедом игумен или священник «вынимает» богородичный хлебец, а келарь в то же самое время раздробляет артус на мелкие части таким образом, чтобы их хватило для раздачи присутствующим, а также для высушивания и хранения в течение года, до следующей Пасхи. Игумен раздает частицы артуса братиям, и каждый прежде трапезы потребляет свою часть. После этого потребляют «подножие Пречистыя» (просфору, из которой вынут Богородичный хлебец). После этого происходит трапеза обычным порядком.

В древнерусской Церкви частицы артуса высушивали и хранили для употребления во время болезней как целительную святыню. В реформированной новообрядческой церкви пытались этот обычай отменить. Так, Правительствующий Синод своим указом от 15 июня 1723 года строго воспретил высушивание и хранение частиц святого артуса как якобы «какое-то суеверие». Однако переломить древнее обыкновение не удалось, и до сих пор русские новообрядцы хранят высушенные частицы артуса. В Древлеправославной же Церкви Христовой обычай причащения артусом во время болезней сохранялся неизменно во все времена.

Источник