Гонения на уральских староверов: Указы Петра I

В феврале 1716 г. Петр I издает «Указ, именный, объявленный из Сената, “О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада”». К началу 1740-х гг. на горнозаводском Урале двойной подушный оклад платило всего 460 человек (из 1860 учтенных Татищевым в 1735 г.). Лишь в середине 1740-х гг. началась массовая «запись в двойной оклад» жителей заводских поселков и зауральских деревень (причем по их желанию). С этой поры на Урале и в Зауралье за старообрядцами закрепилось еще одно прозвище – «двоеданы».

В указе, опубликованном в 1719 г., говорилось о наложении особого сбора с «раскольников», вступающих в брак. «С них же, раскольников, которые женятся тайно не у церкви, без венечных памятей, наложить сбор, а именно: рубли по три с человека мужского и женска полу, по обе  стороны поровну, а с богатого и больше». Примечательно, что этот указ беглопоповцы сразу же начали трактовать как возможность легализации венчания у старообрядческого священника, при условии оплаченного штрафа.

В Духовном Регламенте (1721) предписывалось «предавать анафеме господ, скрывающих у себя раскольников». Запрещалось также «давать раскольникам начальство над другими, как по  духовной, так и по гражданской части». И вновь напомним о деятельности заводчиков  Демидовых, которые не только укрывали руководителей староверия (и поповцев, и  беспоповцев), но и массово предоставляли им возможность занимать начальствующие» должности на своих заводах.

Согласно указу Петра I от 6 апреля 1722 г., старообрядцы должны были платить по 50 рублей в год «за бороду»; при этом они не имели права носить никакой другой одежды, кроме зипуна со стоячим клееным козырем (воротником), ферязи и однорядки «с лежачим ожерельем». Воротник обязательно следовало делать из красного сукна. Если кто из раскольников появлялся в другом наряде, то с него брали штраф – 50 рублей. На Урале, очевидно, в силу «особых условий труда», староверы никогда не исполняли этот указ. По крайней мере, нам не известно ни одного  подобного случая.

15 мая 1722 г. от имени Св. Синода издается указ «О распоряжениях по обращению раскольников к православной церкве», согласно которому при переходе в новообрядчество староверов  следовало крестить вновь, монахов постригать заново, детей у записных «раскольников» крестить в новообрядческих церквях; те старообрядцы, которые хотя и повинуются во всем церкви, но крестятся двумя перстами, по-прежнему считаются раскольниками; свидетельства «раскольников» приравниваются к свидетельствам еретиков и не принимаются в судах; родителям старообрядцев запрещено своих детей учить двоеперстию под страхом жестокого наказания.

Ну что сказать, на Урале известны единичные случаи насильственного крещения в официальное православие детей записных «раскольников». Двумя перстами крестились едва ли не повсеместно (в том числе и не старообрядцы). Детей учили не только древлеправославному крестному  знамению, но и чтению и пению по-старому…

В 1724 г. по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима Петр I издал указ о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, которые старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду; женщины-старообрядки, согласно этому же указу, были обязаны носить особые платья-опашни (длинное, свободного покроя распашное платье; полы спереди – чуть короче, длинные откидные рукава висели вдоль фигуры; этот наряд следовало носить не подпоясывая) и головные уборы «с рогами». Однако уральские староверки по-прежнему щеголяли в традиционных платках и сарафанах-косоклинниках; о «медных знаках» вообще никто даже не заикался.

Преемница Петра I продолжила «борьбу с расколом», используя прежние методы. Императрица Екатерина I указом от 7 июля 1725 г. попыталась ограничить торговую и финансовую  деятельность старообрядцев, потребовав «раскольников ни к каким сборам и в купчины отнюдь не выбирать и не определять». Но оказалось, что многотысячный капитал можно было  сколотить, оставаясь в звании «простого» торгующего крестьянина.

Взято из книги С.А. Белобородова и Ю.В. Боровика

«Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII – начала XX в.» 

«Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII – начала XX в.»

(С небольшими редакторскими правками)