Кацея́ (кация́, кацья́) — вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке. Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками. В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами, а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.
Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.
«А мирским людем в своих домех православне живуще по закону, неприсовокупився к жене своей: достоит им кадити самим святыя иконы, аще не будет ту священника, и не токмо самим мужем но и женам благочестивым, и чистым от мужа кадити, и детей своих сему учити, аще и вельми малы, понеже православных сия обычай суть» [От послания Фотия митрополита в лето 6927].
«Подобает же и всякому брату имети иконостас. аще ли невозможно есть кому святых икон стяжати, а один крест. и тако при нем пети уставленныя каноны в келии своей, и кадити иконостас по обычаю во время пении соборных. Аще ли кому невозможно есть, кадити по уставленных, а он по единою днем. неподобает оставляти непокадив, кроме великия нужа. или по прилучая и згожается некогда» [Из книги Нила Сорския пустыни; в конце книги].
«Правило иноку на всяк день. ниже: Кажение святым, 2-жды. или единою» [Из Псалтыри со воследованием, московския печ. в начале правил; также кн. Канонник Семидесятник. Начало Правилу. лис. 5 об. и 6. и лист. 37].
«Подобает же всякому брату имети в келии своей иконостас. ащели невозможно есть кому святых икон стяжати, и он поне крест. и тако при сем пети уставленныи канон в келии своей. и кадити иконы святыя по обычаю во время пений соборных» [Из старописменнаго устава соловецкаго.].
«Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» [Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго].
«И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» [От жития преп. Саватия соловец. чюдотворца].
«Мирским мужам благочестно живущим кадить можно в домех своих и женам» [Кн. Старчество. Древлеписменное. лис. 304].
«Вжещи свещи, и благоговейно покадити фимианом» [Кн. Сын Церковный. Чин како подобает самому себе причащати. лис. 43. 2-го счета].
«Мирским мужем и женам кадить во своих домех» [Кормчая Древлеписменная. гл. 94. лис. 220 об.].
«Всякому брату подобает кадити иконы, а кто этому нерадит в ересь мессалиян поткнулся» [Сборник О последних мнисех. лис. 145].
Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. [Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. лис. 21].
«Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» [Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой].
«Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» [Пролог, октября в 19 день].
«Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, [Исидора мученика] и честне покадивши, в нарочитом месте положи» [декабря во 2 день, от жития святыя муч. Миропии].
Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, [иже мучениковы мощи имеяше] неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» [Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа].
«Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» [Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя.].
О том, каким образом можно кадить иконы простому иноку, или мирянину, не осталось древних письменных уставных указаний. На основании же устного предания это совершается в разных местах по-разному. Как видно из слов Ксеноса, на Ветке иноки кадили троекратно, т.е. так же, как и священники, дважды прямо и третий раз поперек. Только использовали при этом, конечно, не кадило на цепях, а ручную кадильницу — так называемую кацею. Известен и другой обычай: кадят икону двумя движениями, сверху вниз и справа налево, а после этого кланяются с крестным знамением и молитвою. Другие просто обносят зажженую кадильницу около икон, втай говоря молитву Исусову или «Трисвятое». Известно и такое обыкновение: во время службы, совершаемой без священника, на пении: «Господи воззвах», на литии, на величании, на 9-й песни канона утрени и т.д. зажженую кадильницу с фимиамом просто ставят на подставке среди храма или на солее (предалтарном возвышении).
При всем разнообразии этих местных обычаев должно соблюдать следующие правила:
1) Разжигать и обносить кадильницу во время богослужения без священника может только человек получивший на это благословение от духовного отца этого прихода (ср. Бол. Устав, гл. 2);
2) Благословленный не может, однако, кадить в алтаре, ибо это дело исключительно священников и диаконов (ср. 2 Пар. 26, 16-20);
3) Он не имеет права также кадить молящихся, ибо каждение людей имеет смысл их очищения и освящения. «Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать» (Лев. 16, 33). «Восхищающии недарованная им, раздражают Бога, яко же сынови Корреови и Иозия царь. Ни диакону убо приносити жертвы несть достойно, ни крестит кого, ни благословения мала или велика сотворити (Иосифовская Кормчая, всех свв. Апостол пр. 2).
На основании этого правила даже диакон в неприсутствии священника не может кадить молящихся и вообще кадить по-священнически. Вообще же принесение и возжение пред иконами фимиама, равно как и свечей не возбранено мирянам, ибо оно выражает благоговение пред Богом и Его святым храмом и молитвенное усердие (Пс. 140, 2; Откр. 5, 8; 8, 3), как можно прочитать во многих житиях святых и древних душеполезных сказаниях, в древности вообще было принято приносить фимиам в церковь к праздничным службам. Также весьма похвально кадить иконы при совершении молитв у себя в доме.