Известно, что в ХVІ в. за Константинопольский престол развернулась острая борьба между приверженцами кальвиниствующей и иезуитствующей партий. Например, с 1621 по 1638 гг. Константинопольскую кафедру занимал кальвинист Кирилл Лукарис, в течение 17 лет пятикратно возводимый на нее и низводимый. Он обнародовал откровенно иконоборческое «Исповедание Веры», которое вызвало большую смуту не только среди греков, но и на Юге России. Патриархи-латинофилы, подчеркивая свои антипротестантские настроения, демонстративно носили кардинальские шапки (по виду напоминающие мексиканское сомбреро). В таком виде, например, изображается на портретах известный полемист с протестантами патр. Иеремия ІІ (1572-1595), трехкратно занимавший тот же престол.
Хорошо известны заявления Восточных патриархов о возможности своей пастве принимать таинства от армян и англикан, если того требуют обстоятельства. Миссионерская газета «Колокол» (от 25.01.1910) свидетельствовала, что «в тех местах Малой Азии, где нет греческой церкви, лица православного исповедания, служащие при консульствах, и другие в свое время обращались к Константинопольскому Вселенскому Патриарху с вопросом: к какой церкви прибегнуть в случаях совершения треб и принятия свв.Тайн? Патриархом приказано обращаться только к армянской, но не к другой церкви». Но вскоре сам патриарх разрешил своей пастве принимать таинства и от англиканских клириков. В беседе с одним иностранным корреспондентом он заявил: «В силу взаимного соглашения, в тех местах, где нет англиканского духовенства, православный священник может преподавать англиканам в случае нужды некоторые таинства и английский священник — православным» («Церковные ведомости». 1910. № 5).