Отношение Церкви к современным методам идентификации личности

Позиция Русской Древлеправославной Церкви по данному вопросу была озвучена на Архиерейском Соборе 2012 года (пункт 4):

За прошедшее время собрано большое количество материалов по данной теме, анализ собранной информации, несмотря на всю ее противоречивость, дает основание утверждать следующее: тайна беззакония, которая уже во времена апостольские была в действии, как никогда ранее близка к своему совершению (2 Фесс. 2, 7). Человеческое общество, видимо, окончательно встало на путь создания глобальной цивилизации комфорта и потребления, в которой уже не будет места ни христианским духовно-нравственным ценностям, ни самой в вере в Бога вообще.

Разрушаются все традиционные представления о семье, о взаимоотношении полов, о ценностях и целях человеческой жизни. Весь научно-технический прогресс направлен на изобретение все новых и новых форм и источников комфорта, совершенно порабощающих человека, делающих его неспособным свободно мыслить, отравляющих его душу и разум бесполезными и бесконечными удовольствиями.

Во все времена дьявол посредством всевозможных соблазнов старался уловить людей в свои сети, чтобы они не думали о горнем мире, о спасении своей души, об обожении, соединении с Богом, но служили лишь удовлетворению своих низменных страстей и похотей. Однако в наши времена в руках у вольных и невольных слуг искусителя сосредоточены такие средства развращения и контроля над поведением (подчинением) и мировоззрением человека, что все усилия верующих людей, противящихся погружению человеческого общества в пучину порока, остаются практически без плода, как сказано: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13, 7).

Но коль скоро Богом промыслительно попущены все происходящие в мире события и процессы, то мы должны понимать, что все они, в конечном итоге, неотвратимы и неизбежны. Только Бог может отдалить время полного краха морально-нравственных основ общества и установления тиранического царства антихриста. Поэтому наш протест против идущих в мире глобальных процессов окончательной секуляризации человеческого сознания должен заключаться не в политической борьбе, ибо это метод внешнего мира, но в большем усердии к соблюдению Божественных заповедей, к молитве, к делам христианского милосердия, благочестия. Тогда, возможно, нас минует и чаша сия, и отодвинется время горестных испытаний.

Вспомним, что когда нечестивый царь Ирод умыслил убить Богомладенца, то Ангел, явившийся от Бога праведному Иосифу, указал ему путь к спасению от тирана (Матф. 2, 13). Подобным образом и Корнилий сотник, сам не имея возможности узнать волю Божию о себе, но совершая дела благочестия, был призван Богом через Ангела, возвестившего ему то, что ему надлежит совершить для собственного спасения и спасения своей семьи (Деян. 10, 3). Веруем, что Бог любит нас и, если мы будем пребывать в молитве и проводить жизнь в благочестии, то нас не коснутся сети лукавого и Бог чудесным образом охранит нас от всякого зла, как сказано: «Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26, 1-4).

В настоящее же время, Собор считает, что сами по себе современные средства и методы идентификации личности (например, ИНН, УЭК и т.п.) не являются печатью антихриста и не могут причинить необратимый вред христианской душе и спасению, принятие или непринятие их является делом личного выбора и совести, как сказано: «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14, 5). Относительно лиц, принявших ИНН, электронные документы или документы, содержащие биометрические данные, духовным отцам надлежит руководствоваться постановлением Освященного Собора 2002 года: «принятие христианином ИНН не является причиной отлучения его от Святого Причастия».

Универсальная электронная карта (УЭК)

Собор призывает всех древлеправославных христиан к трезвомыслию и рассудительности, а тех из них, кто решил не принимать современные средства идентификации личности, к кроткому и братскому отношению к христианам, которые эти средства приняли.

Собор осуждает всякое лицемерие и самообман, допускаемый некоторыми из противников современных методов идентификации, когда человек, сознательно отказавшийся, например, от гражданского паспорта, при этом пользуется паспортом другого человека, для перемещения по стране, или иным образом паразитирует за счет осуждаемых им же людей. Такое выживание за счет предполагаемой гибели другого человека представляется участникам собора совершенно бессовестным и предосудительным.

В то же время, Собор считает, что современные средства и методы идентификации личности являются промежуточными звеньями в выстраиваемой системе тотального контроля над человеком и его жизнедеятельностью. Поэтапное и планомерное их введение в жизнь общества и названные причины использования следует расценивать как предвестие конечного отступления.

Собор считает ошибочным и губительным для человечества существующий глобальный курс развития мирового сообщества и происходящие в мире процессы либерализации морали и секуляризации личного и общественного сознания.

Далее, в рамках этого же вопроса Повестки дня, Собор счел необходимым дать богословскую и церковно-каноническую оценку уже существующей в мире практике имплантации (вживлению) в человеческое тело различных средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ), в частности предполагаемому в скором времени широкомасштабному распространению интегрированных с человеком беспроводных наноэлектронных устройств (микрочипов).

Согласно опубликованной на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года» имплантация наноэлектронных устройств в тело человека должна в самое ближайшее время получить, если не всеобщее, то, по крайней мере, самое широкое распространение: «Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину их проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet.

Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.

Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми. Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения.

Отечественная промышленность должна быть готова к этому вызову, так как способность производить все компоненты сетевых систем будет означать установление фактического контроля над всеми их пользователями, что неприемлемо для многих стран с точки зрения сохранения их суверенитета. Аналогичной точки зрения придерживаются эксперты стран ЕС в связи с глобальной экспансией производителей электроники из стран Юго-Восточной Азии и намерением США обеспечить себе постоянное технологическое лидерство в этой области. Поэтому в период 2016-2025 гг. следует ожидать очередного усиления роли электроники в жизни общества и быть экономически готовыми к новому витку глобальной конкуренции стран на базе наноэлектронной технологии» (§3. Основные цели и задачи Стратегии)[1].

В приведенном отрывке из «Стратегии развития электронной промышленности России» содержится официальное свидетельство о том, что в самое ближайшее время предполагается повсеместное распространение имплантированных в человека беспроводных наноэлектронных устройствобеспечивающих непрерывный контроль над поддержанием жизнедеятельности человеческого организма, влияющих на качество жизни и устанавливающих фактический контроль над всеми их пользователями.

И хотя никто с совершенной уверенностью не сможет утверждать, что данная Стратегия действительно реализуется на практике к 2025 году, как и то, реализуется ли она вообще, ибо сказано: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч. 19, 21), — тем не менее, данная государственная инициатива не может не вызывать обеспокоенности в отношении заявленных в ней целей и задач.

Сама идея вживления в человека каких-либо электронных или механических устройств, призванных улучшить или расширить, или изменить, или дополнить функции и способности человеческого организма, не предусмотренные изначально Творцом и искажающие сотворенную Богом человеческую природу, противоречит православному вероучению и церковно-каноническому праву.

Бог по Своему усмотрению создал вполне совершенной как духовную, так и физическую природу человека, как сказано: «Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1 Кор. 12, 18); «И никто не скажет Творцу: зачем ты сотворил меня так? ибо горшечник властен делать из своей глины различные сосуды (Рим. 9, 21), дабы показать свою мудрость» [2]«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Поэтому человеческое тело не нуждается ни в каких усовершенствованиях, какими бы привлекательными они ни казались на первый взгляд, и абсолютно недопустима модернизация человеческого организма подобно какому-то техническому устройству. Поступать вопреки этому значит бунтовать против Божественной воли Творца и уничижать Его совершенную премудрость, которой угодно было сотворить тело человека таким, какое оно есть.

С особенной ясностью для православного христианина это открывается в акте Божественного воплощения: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан. 1, 14). Коль скоро мы «причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2, 14). «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Исусе» (Еф. 2, 4-6); «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).

В какой плоти явился Бог? Какой плоти и крови Он стал причастен? Какую плоть воскресил и посадил на небесах? Его плоть такая же, какая дается каждому человеку в рождении по Божественной воле, именно такую плоть, чуждую каким-либо нанотехнологиям и генным усовершенствованиям, Он освятил своим Воплощением. И с тех пор тело каждого христианина – это Божий храм, и разрушающий храм разрушает Божие жилище, как сказано в Писании: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 19, 20). А коль не наши тела, то и не должны мы дерзновенно простирать на них руки для внесения в них мнимых улучшений. И если Церковь решительно осудила, например, брадобритие, как искажение облика мужа, ведущее к стиранию половых границ, осудила содомию, причем, прежде всего, за ее противоестественность[3], то несомненно, что и любые иные формы искажения человеческой природы не могут быть признаны Церковью допустимыми.

Искажение (мнимое улучшение) человеческой природы воспрещено и церковными правилами. Так еще во времена апостольские были люди, желавшие улучшить человеческую природу, например, устранив посредством оскопления физическую возможность греха блудодеяния. Таковое мнимое улучшение святые апостолы решительно осудили, как самоубийство и вражду против Божьего творения: «Мирянин, себя самого оскопивший, на три года отлучен да будет от таинств»; «Сам себя оскопивший да не будет принят в клир. Самоубийца ибо есть и враг Божия создания» (зри 24-е и 22-е правила св. Апостолов). Определению св. Апостолов последовали и св. отцы Двукратного Собора: «Божественное и священное правило святых апостол признает скопящих самих себя за самоубийц, и аще суть священники, извергает, аще ли же ни суть, заграждает им вхождение на священство. Отсюду явным становится, яко, аще скопящий сам себя есть самоубийца, то скопящий другаго, без сомнения есть убийца. Можно же праведно рещи, яко таковый оскорбляет и самое создание. Того ради святый собор определил: аще который епископ, или пресвитер, или диакон, обличен будет, яко оскопил кого либо своеручно, или чрез повеление: таковый да подвергнется извержению из своего чина: аще же мирянин, да отлучится от общения церковнаго» (8-е правило).

Подобным образом, ничем иным, как враждой против Божьего творения, следует признать и имплантацию в тело человека беспроводных наноэлектронных устройств или любых иных «усовершенствований» — немедицинских средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ). А, учитывая, что никто с полной уверенностью не сможет гарантировать абсолютную безвредность для здоровья человека нахождения подобных устройств в человеческом теле, то их добровольная имплантация должна расцениваться и как умышленное причинение вреда своему здоровью – покушение на собственную жизнь.

Согласие на имплантацию электронных усовершенствований недопустимо, вне зависимости, дается ли это согласие добровольно или посредством психологического или физического, или финансового, или любых иных форм давления или преодолимого принуждения.

Если же имплантация произошла без согласия христианина, вопреки его свободной воле, посредством непреодолимого физического принуждения или прямого обмана, то произошедшее никоим образом не должно ставиться в вину христианину, поскольку сам по себе имплантант, будучи всего лишь вещью, не может ни вредить, ни приносить пользу душе. Вред душе причиняет согласие на его принятие, через которое дается согласие на повреждение своей Богом данной человеческой природы.

Духовным отцам следует тщательно разбирать каждый случай, исследуя все обстоятельства произошедшего. Здесь уместно привести слова блаженного Патриарха Феодора Вальсамона из толкования на послание св. Афанасия Александрийского Руфиниану об исследовании меры вины осквернившегося общением с ересью: «иначе наказываются те, которые по насилию только вступили в общение с еретиками, иначе – вступившие в единомыслие с ними и защищавшие нечестие; иначе – самовольно уклонившиеся в нечестие, иначе – вступившие в общение с нечестивыми и идоложертвовавшие, иначе – те, которые по насилию ели идоложертвенное и иначе – потерпевшие насилие и в самом ядении. Вообще такие дела требуют тщательного исследования, и врачуются не легко».

Относительно же медицинских средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ), должно действовать иное суждение. Если медицинское средство ИКТ призвано восстановить или хотя бы отчасти вернуть утраченные или поврежденные функции человеческого организма, изначально свойственные человеческой природе, а не изменить или расширить, или дополнить организм новыми, изначально ему не свойственными, то таковое средство следует признать вполне допустимым, наравне с традиционными протезно-ортопедическими средствами, применяемыми для лечения больных с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата, черепа, грудной или брюшной стенки, органов слуха и зрения, а также для возмещения косметических и функциональных дефектов различных областей и органов человека. К таковым, существующим в настоящее время медицинским средствам информационно коммуникационных технологий, вживляемым в человеческий организм, относятся, например, сердечно-сосудистые стимуляторы для пациентов с сердечной недостаточностью; отмеряющие лекарство имплантанты; имплантируемые программируемые нагнетатели лекарства; имплантируемые средства нейростимуляции и т.д.

Принцип работы сердечного кардиостимулятора

Допустимость использования медицинских средств ИКТ, восстанавливающих утраченные функции и свойства человеческого тела оправдывает 1-е правило I Вселенского Собора и, уже упомянутое, 8-е правило Двукратного Собора: «Первое правило Никейскаго собора, подвергающихся отсечению членов по болезни, не наказует ради их болезни: тако и мы ни священников, повелевающих болящим оскоплятися, не осуждаем, ни мирян, своеручно производящих скопление, не обвиняем, поелику признаем сие врачеванием от болезни, а не злоухищрением противу твари, или предосуждением творческому действию».

Последуя божественным отцам, и мы не считаем медицинские средства ИКТ «злоухищрением противу твари, или предосуждением творческому действию», но «врачеванием от болезни», посредством которых человеческому организму возвращаются утраченные в силу различных причин богоданные функции и свойства.

В завершение суждения по данному вопросу Собор призывает всех древлеправославных христиан хранить веру не в страхе, но в надежде, ибо «дал нам Бог духа не боязни, но силы» (2 Тим. 1, 7) и «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31), «кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35). Поэтому, братья, просто «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Марк. 14, 38), не уклоняясь ни влево – в малодушную боязливость, ни вправо – в непростительную беспечность. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5, 15-17).

Источник

____________________________________________________________________________________________

[1]Стратегия утверждена приказом министра Минпромторга 7 августа 2007 г., № 311.

[2]Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, «О человеке».

[3]«Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1, 26,27)