Об оккультизме царя Алексея Михайловича и его окружения

В своей книге «Церковная реформа XVII века» Борис Кутузов пишет: «Царь боялся колдовства, направленного лично против него, но при необходимости сам обращался за помощью к оккультистам… Так, в 1664 г. он, по свидетельству Сильвестра Медведева, обращался за прорицанием к астрологу, по-видимому, Симеону Полоцкому. Уже говорилось о соучастии царя Алексея в темных оккультных манипуляциях с Симеоном Полоцким в период рождения царевича Петра I. И, как замечает А. Заозерский, в глазах благочестивого русского человека царь Алексей «едва ли был много праведнее слепой Феньки». Церковь всегда считала ворожбу, волхование непосредственным общением с демонами, одним из самых тяжких грехов».

_________________________

Известно также, что Артамоном Матвеевым* была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу книга под названием «Книга о сивиллах, колика быша и кими имены, и о предречении их». Сивиллами в древней Греции назывались странствующие прорицательницы, которые предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как мы знаем, к подобной сивилле-колдунье в древности обратился царь Саул, за что и был сурово наказан Господом, а именно низвергнут со своего царского трона и поврежден умом.

Эта книга о сивиллах была создана в 1673 году в Московском Посольском Приказе, которым и руководил окольничий Артамон Сергеевич Матвеев. Известны имена ее создателей: писец — Иван Верещагин; художник — главный мастер Оружейной Палаты, армянин родом из Персии Богдан Салтанов; переводчик с греческого — молдавский боярин Николай Спафарий-Милеску. Впоследствии книга вошла в коллекцию графа Н. П. Румянцева.

Пристрастие к оккультизму царя Алексея Тишайшего и его двора можно проследить и по тому, как было заменено имя Исус на «Иисус». Об этом также пишет Борис Кутузов: «Что же касается нового написания имени Спасителя, то царю Алексею могли посоветовать многоопытные придворные или заезжие оккультисты, что 6 букв в имени «Иисусъ» много лучше, чем 5 – «Исусъ». Многую пользу перемены царю, поверившему в «добрую» астрологию, доказать было не так уж трудно… Это предположение подтверждают и старообрядцы, замечая, что «никониане», употребляя новое написание имени Спасителя, поневоле исповедуют антихриста. Конечно, передержка старообрядцев очевидна, однако русские люди, боровшиеся в XVII в. против преступной «реформы», четко почувствовали, что не из добрых побуждений заменили старое написание новым, из шести букв, и даже точно указали истинную цель замены…»

_____________________________________

*Артамон Сергеевич Матвеев (1625–1682) — русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича.

Один из первых «западников». Стоял у истоков придворного театра и был в числе организаторов первой аптеки в Москве.