Летом 1907 года, по инициативе и указаниям хранителя Этнографического отдела Р.М.И.А.Ш. Н.М. Могилянского, состоялась этнографическая экспедиция в м. Ветку (тогда Могилевской губ.) В это время подавляющее большинство жителей этого местечка было староверами беглопоповцами, чадами нашей Древлеправославной Церкви. Экспедицию возглавил Иван Спиридонович Абрамов. В Гомеле и Ветке он находился примерно около двух месяцев — май, июнь. В результате поездки, в Этнографическом музее Петербурга появилась коллекция, приобретенная Абрамовым в Ветке (кол. 1201), включающая в себя 74 предмета. Также небольшая коллекция фотоотпечатков, выполненных И.С. Абрамовым во время экспедиции (кол. 1309; 28), часть из них была утрачена во время блокады Ленинграда. По результатам поездки в Ветку Абрамов для журнала «Живая старина» подготовил статью «Старообрядцы на Ветке», в которой была представлена панорама быта староверческой общины.
Наш труд — попытка познакомить читателя с самим исследователем, экспедицией, ее материальными результатами. Мы, в свою очередь, читая статью Абрамова, увидим, какими глазами смотрел на нас, староверов, светский чиновник в межреволюционный период. Хочу предупредить, что это просто холодный, светский взгляд, носящий на себе отпечаток субъективного мировоззрения автора статьи. Единственное, что можно отметить, это то, что Иван Спиридонович не имел явного предубеждения к староверам и описывал их быт, как мог его понять. Труд его, все же, полезен и, не смотря на некоторые «выводы» автора, статья «Старообрядцы на Ветке» является для нас бесценной, так как передает тонкости быта наших предков по вере, донося до нас их скромный, молитвенный облик. Первая часть нашего труда расскажет фрагментарно о самом Абрамове. Также рассмотрим фотоматериалы экспедиции и некоторые предметы, добытые в ней. Во второй части рассмотрим статью «Старообрядцы на Ветке».
____________________________________
Абрамов Иван Спиридонович – один из крупнейших собирателей Российского этнографического музея (РЭМ), пополнивший его фонды более чем 700 памятниками традиционной культуры. Украинец по происхождению, он, являясь краеведом и бытописателем, в своей собирательской деятельности уделял внимание всем восточнославянским народам Юго-Запада Российской империи.
В Петербурге И.С. Абрамов посещал заседания Этнографического отдела РГО, где познакомился с известным русским историком и славистом В.И. Ламанским. Под его руководством подготовил свои первые публикации фольклорно-этнографического характера (1906) для журнала «Живая старина»: «Обряд “повиванья” в Курской губернии»; «Почему в России умирает много детей? (Народная легенда)»; «О курских Саянах».
В 1902–1903 гг. Иван Спиридонович прослушал полный курс Археологического института, частного учебного заведения, в котором лица, уже имеющие высшее образование, могли пополнить свои знания не только в области археологии, но и палеографии, архивоведения, нумизматики, этнографии. Параллельно с этим он занимался литературным творчеством – писал рассказы и рецензии на художественные произведения.
На талантливого собирателя обратил внимание хранитель Этнографического отдела Русского музея (ЭО, ныне Российский этнографический музей) Н.М. Могилянский, ответственный за формирование коллекций по народам, проживавшим на территории Верхневолжского региона, в Украине (Новороссия, Малороссия) и Бессарабии. Он привлек Абрамова к комплектованию коллекций по русским, украинцам и белорусам. В течение 1904–1906 гг., по заданию ЭО, Абрамов совершил четыре поездки для сбора коллекций – в Курскую, Черниговскую и Волынскую губернии. В результате этих поездок было собрано четыре коллекции по традиционной культуре русских и украинцев (кол. 427, 561, 728, 1003), совокупно включающие более 47 предметов.
Конкретный маршрут экспедиционных поездок Абрамова был связан с местами, которые он ранее посещал во время проживания в Глуховском уезде Черниговской губернии.
И.С. Абрамов еще с детства был знаком с культурой староверов: небольшие группы староверов проживали в Глуховском у. Черниговской губ., откуда он был родом. В украинское с. Воронеж, где прошли детские годы собирателя, ежегодно после Рожества Христова приезжали щетинники – русские торговцы-староверы, которые наряду со скупкой продукции щетинного промысла также разносили женские украшения (перстни, ленты, серьги), лубочные картинки и дешевые книги.
В Ветке Абрамов работал в мае – июне; первоначально он собирал материалы среди белорусского населения Гомеля, а затем переехал в Ветку. Коллекция по белорусской культуре (кол. 1206; 59 предметов) наряду с предметами, характеризующими костюм, посуду и убранство жилища, включает, как и украинская коллекция 1904–1906 гг., социализирующие детские игрушки, что является чертой, характерной для народной педагогики всех восточных славян.
Коллекция, приобретенная Абрамовым в Ветке (кол. 1201), включает 74 предмета.
Как говорилось выше, по результатам поездки в Ветку Абрамов подготовил статью «Старообрядцы на Ветке» для журнала «Живая старина», где подробно представил детали староверческого быта.
В Ветке, как отмечает краевед, было много зажиточных староверов, некоторые из них имели собственные пароходы и берлины (тип речного деревянного судна с парусом). Многие занимались сплавом леса по р. Сож и далее по Днепру в Черниговскую губ. Были среди староверов также владельцы канатных фабрик, и торговцы солью. Большинство мужского староверческого населения летом уходило на промыслы, а к осени возвращалось в Ветку.
Богослужения проводили уставщики и келейницы – «Христовы невесты». Ими становились незамужние девушки, большею частью уже немолодые. В качестве богослужебного облачения уставщики носили казакины – моленные кафтаны. На богослужении уставщики были «в длинных халатах или казакинах и, конечно, с большой лестовкой “уставщицкой”. В Ветку из разных мест приезжали ставить «неугасимые» – проводить заупокойные богослужения.
Исследователь приводит также довольно подробные описания свадебного обряда и этикетных норм ветковских староверов.
По социально-политической ориентации местные староверы, отмечает Абрамов, делились на две группы: «патриоты» и «демократы». «Старики и зажиточные старообрядцы состоят в “патреотах”, и некоторые из них даже получают «Русское знамя» (ежедневная православно-монархическая газета, выходившая в Санкт-Петербурге, центральный орган «Союза русского народа». – А.О., А.Ч.). Но среди “патреотов” начинаются брожения, и некоторые из них начинают понимать, что религиозная свобода, дарованная староверам манифестами 1905 и 1906 гг. императора Николая II, завоевана не без содействия “демократов”».
Уставщик с сыном:
Иконописцы за работой:
Сцены повседневной жизни (девушки с коромыслами):
Изготовление свечей: