Казалось бы нам, христианам, чадам Божиим, знающим слова Господа, провозгласившего: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-34), и, что «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:29), стыдно должно быть вообще задаваться подобным вопросом: «где Церкви брать средства?», однако, по причине того, что все большее и большее количество христиан, нарушая устои Церкви Христовой, прибегает за помощью для этой Церкви к Ее врагам, думается, что необходимо внести в этот вопрос некоторую ясность.
Для начала же хочется привести несколько свидетельств о том, что Церковь воспрещает клянчить подаяния у врагов Истины: «Подобает епископу ведати киих должен есть приимати плодоносия, и киих не приимати. Да ухраняется от даяния корчемническа, не оправдитбося корчемник от греха, да отбегает от блудник и хищник и прелюбодей, мерзски бо суть тех жертвы Богови… отбегай таковых о епископе. И сих приношения отрицайся и льстивых и татей (воров) и мытарей… убийцу и мучащаго, и судию законапреступника. И всякаго иного лукаваго и воли Божией противлящагося (еретика), занеже (поскольку) глаголет Писание мерзостном быти от Бога всем таковым, приемлюще убо от таковых, повинни Божию судищу будут… от таковых бо приемляй пребывающих в злых и не покающихся, приобщается сим молитвою и опечаляет Бога» (прп. Никон Черногорец, сл. 36, л. 273 об.); «Аще приведете слепо на жертву, не зло ли?… В смысле иносказательном приносящий слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси… Такие жертвы отвергает Господь наш» (св. Ефрем Сирин; Творения, т. 6, стр. 202); святоотеческое законоположение о еретиках «возбраняет с ними молитися, или ясти, или приимати что от благословения их, сиречь милостыню» (Номоканон 153 пр.); «Не принеси приноса в Божии жертвенник от неверных, ни от еретик» (Кормчая л. 604).
Итак, если на стороне изыскивать и брать средства, например, на строительство храма, нельзя, то где брать? Безусловно, из своего кармана, просто жить нужно по средствам, о чем нам весьма красноречиво говорит 17 правило 7 Всел. Собора: «Иже хощет создати монастырь (храм), или мирский человек, или мних, аще имеет все еже на совершение его, да начнет дело, и да совершит. Аще ли не имать еже к совершению, да возбранит ему здати епископ страны тоя» (Корчая л. 215 об.), а авторитетнейший из канонистов Антиохиский патриарх Феодор Вальсамон дает на сие правило такое толкование: «Святые отцы, ни под каким видом не терпя, чтобы страсть славолюбия обнаружилась в людях, живущих по Богу, определили, чтобы… предпринимающим созидать молитвенные домы, без достаточных средств к довершению их возбранял сие местный епископ… А поелику правило упомянуло только о средствах на храм, а под именем средств разумеется все потребное для монастыря (или храма) и для подвизающихся в нем». Итак, мы уяснили, что нужно сначала произвести сбор средств, а потом начинать строительство, а также, что строительство храма должно исходить из материальных возможностей общины и своим масштабом соответствовать потребности общины, то есть не стоит размахиваться на «Софийский собор» для четырех старушек.
Каков же должен быть сбор средств? В древности, в конце II-го века, этот вопрос решался так: «Дело Божье ценой золота не продается. Если же есть у нас сокровища, то приобретаем мы их не путем торговли верой. Каждый ежемесячно или в другое время, какое пожелает, вносит известную умеренную сумму» (Тертуллиан; Apol.XXXIX), а о величине этой «умеренной суммы» весьма лаконично и в тоже время содержательно говорит поучение новобрачным в Чине венчания: «Всякому християнину повелено есть десятое от пребытков своих дати Богу».
Итак, десятина. Десятина, освященная примером благочестивейших праотцев: примером Авраама: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, которому и десятину отделил Авраам от всего» (Евр.7:1-2); примером Исаака: «И положил Иаков обет, сказав:… будет Господь моим Богом… и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22); примером Моисея, заповедавшего сынам Израиля: «Всякая десятина на земле… принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев. 27:30). Только вдумаемся, братья, сколь премудро сие божественное законоположение! Представим на мгновенье себе христианскую общину из 10 человек. Если каждый уделит на алтарь Господень десятую часть своего дохода, то даже если сумма эта не будет превышать 100 рублей с человека в месяц, за год это 12 тысяч рублей – жертвы чистой, от своих честных трудов, а потому несомненно богоугодной! Этой суммы бы хватило обеспечить данную общину всеми необходимейшими богослужебными книгами и литургическими сосудами! Три-четыре года, с помощью Божией, решили бы и вопрос с помещением, ибо для 10 человек нет необходимости приобретать царские палаты, а если община больше, то и сумма десятинного сбора больше, а отсюда и возможности…
Любителям же золотых куполов, оскверненных нечестивыми приношениями, хочется напомнить слова св. Григория Чудотворца: «Лучше вера под открытым небом, чем пышное богопочтение».
Да и в чем наша беда? В бедности? Ложь! В маловерии и жадности! Услышим же грозное слово епископа-мученика св. Киприана Карфагенского, чрез века обличающее нас: «у нас и единодушие оскудело и умалилась щедрость в подаянии. Тогда продавали дома и села и, слагая себе сокровища на небе, получаемую плату отдавали апостолам для раздела неимущим. Мы же не уделяем ныне и десятой части от своих стяжаний, и, когда Господь повелевает продавать их, мы тем более покупаем и приумножаем. Так у нас оскудела сила веры! Так умалилась крепость верующих! И потому-то Господь, предвидя времена наши, говорит в Своем Евангелии: Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? (Лк. 18, 8). Мы видим, что предсказанное Им сбывается. Нет у нас никакой веры ни в страхе Божием, ни в законе правды, ни в любви, ни в деле. Никто, с боязнию за будущее, не помышляет о дне Господнем и гневе Божием» (Творения с. 250).
Устрашимся же, братья, красть «святыню Господню», да избежим гневного проклятия Божия, провозглашенного чрез пророка: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня» (Мал. 3:8-9). И не только евреям сказано сие, но и нам, и особенно нам, ибо ныне народ Его – мы, и нам предписано начатки и десятины посвящать Господу, «как предписано всему Израилю установлением вечным» (Тов. 1:6). Сие и Христос похвалял говоря, что нужно и заповедей любви держаться и десятин не оставлять (Мф. 23:23; Лк. 11:42). Этим и наши благочестивые предки, простые труженики, приобрели себе небесные обители: «Ови прилежаще польских злацех, скоты и кони пасут, и от тех десятину дающе Богови, спасаются» (Пролог 31 июля). Сие и св. князь Владимир Киевский законоположил для всех христиан русских богатых и бедных, молодых и старых, знатных и неименитых объявив: «Все дал есми Церкви Божией, и по всем городам, и по погостем и по всем слободам, и по всей земли, где суть християне, и своим бояром и тиуном приказываю… десятину даяти».
Законоположение это было утверждено в 1551 году Стоглавым Собором и целиком вошло в 63 главу соборного уложения, тем самым канонически определив необходимость принесения десятин, а посему, «возбудим же себя, возлюбленнейшие братья, сколько можем, и отрясши сон прежней лености, будем бодрствовать в соблюдении и исполнении заповедей Господних» (св. Киприан Карфагенский). «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11:16). Ибо если кто не желает прислушиваться к заповедям, то мы и не обращаемся к нему, кровь его на нем, а ты же, друг, «при всяком даре имей лице веселое и в радости посвящай десятину» (Сир. 35:8).