Антистарообрядческие мифы: «Серафим Саровский»

Антистарообрядческие мифы, как одно из средств «борьбы с расколом», создавались не только в ходе переформатирования уже прошедших событий церковной истории. Сочинялись и новые факты и свидетельства, принадлежащие как бы текущему времени.

Так, например, открытие «Деяния» на Мартина Армянина, как уже было указано, было приписано авторитетному в синодальной церкви архиепископу Димитрию Ростовскому. Эта удачная подделка привела к тому, что и впоследствии антистарообрядческую апологию нередко стали вкладывать в уста других деятелей, не имевших к ней прямого отношения.

Так, в 19 веке разнообразные антистарообрядческие высказывания публикуются от имени иеромонаха Саровской пустыни Серафима. Источником этих обличений стало в первую очередь его житие, а затем уже  многочисленные книги и брошюры, такие как «Замечательный случай наказания раскольника за издевательство над святыми мощами при открытии святых мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с приложением его жизнеописания», «Преподобный Серафим — обличитель раскола», «Раскольник-хулитель, наказанный преподобным Серафимом», «Преподобный Серафим Саровский и старообрядцы: Отношение преподобного Серафима Саровского к раскольникам, случаи обращения» и многие другие. (Замечательный случай наказания раскольника за издевательство над святыми мощами при открытии святых мощей преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца, с приложением его жизнеописания. СПб., 1903.— 32 с. Преподобный Серафим — обличитель раскола. М., изд. И. Д. Сытина, 1904.— 64 с. Раскольник-хулитель, наказанный преподобным Серафимом. М., 1904.— 36 с. Преподобный Серафим Саровский и старообрядцы: Отношение преподобного Серафима Саровского к раскольникам, случаи обращения. Монреаль, 1980.— 63 с. [Издание Братства преподобного Иова Почаевского].)

Особенную популярность приобрела история из жития Серафима Саровского о четырех староверах, пришедших к Серафиму за рассуждением о крестном знамении: «Не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам». (Житие Серафима Саровского).

Однако современными учеными установлено, что сия история была вписана в житие Серафима поздними редакторами. В 1837 году первое жизнеописание Серафима было составлено пострижеником Саровской пустыни иноком Сергием. После написания житие было представлено митрополиту Филарету, который нашел, что в таком виде публиковать его нельзя. В письме архимандриту Антонию он указывал, что такое «Житие» может не пройти через цензуру Синода и предлагал сперва издать «Духовные наставления» Серафима: «Духовные наставления лучше цензурировать отдельно, чтобы в случае затруднения для жития, не затруднить и им дорогу». (Письма к архим. Антонию. Т. 1. С. 292. Цит. По Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной критики. Труды отдела древнерусской литературы. Том LI. С. 434).

Исследователь Л. И. Денисов пишет, что после этого Филарет «исправил, что требовалось» (Житие, чудеса, духовные наставления и открытие мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. / Составитель Л. И. Денисов М., 1904. С. 418-419. Цит. по  Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной критики. Труды отдела древнерусской литературы. Том LI. С. 434). Это же подтверждает и Т. Р. Руди:

«Первоначальный текст жития Серафима, написанный иеромонахом Сергием, подвергся редакторской правке митрополита Филарета (Дроздова), по-видимому, с целью сделать его более соответствующим требованиям Цензурного комитета» (Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной критики. Труды отдела древнерусской литературы. Том LI. С. 434).

Т. Р. Руди указывает: «Георгий же, не зная имени автора этого жизнеописания (об этом можно судить по некоторым его комментариям), отредактировал его и расширил новыми эпизодами (например, рассказом о беседе отца Серфима с четыремя пришедшими к нему старообрядцами и др.)» (Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского: вопросы литературной критики. Труды отдела древнерусской литературы. Том LI. С. 434). Помимо этого Георгий вписал и прочие, не существовавшие в первом житии эпизоды: о зверях, приходивших к Серафиму, об умножении еды, о явлениях Богородицы и многие другие.

Подобную же историческую «ценность» имеют истории о некоторых посмертных чудесах Серафима Саровского, описанных в брошюрах типа «Раскольник-хулитель, наказанный преподобным Серафимом». Особенный резонанс приобрела история о неком «купце-раскольнике», который умер в страшных мучениях за то, что осмелился приказать продолжить сельские работы в день канонизации Серафима господствующей церковью. История эта была растиражирована в миссионерских брошюрах. Велико же было изумление общественности, когда похороненный миссионерами и старцем Серафимом купец не только явился живым, но и опроверг этот вымысел в прессе.

Г.С.Чистяков