400 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОТОПОПА АВВАКУМА

В этом году древлеправославные христиане отмечают знаменательный юбилей – 400 лет со дня рождения протопопа Авва́кума, священномученика и исповедника древлего благочестия.

Аввакум Петрович Кондратьев родился 25 ноября (8 декабря н. ст.) 1620 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его верной «помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в дьяконы, в 23 – в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекли к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызвали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен, едва не до смерти, и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон. Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества.

Став патриархом, Никон начал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали». Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре – все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен на «чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в дикую Даурию (забайкальский край) под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 г. Аввакума снова привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно. «Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю», – отвечал мучителям святой воин Христов. Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ «Ледовитого моря», в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился пятнадцать лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования, наставления и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90-ти творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский трон восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ: сжечь пустозерских узников «за великия на царский дом хулы».

14 апреля 1682 года, в день памяти свв. новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение…

На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышан могучий голос св. священномученика Аввакума: «Будете сим крестом молиться – во веки не погибнете!..».