Свящ. Андрей Марченко: «Почему мы не проявили интереса»

«Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
(Из Деяний новообрядческого собора 1971г.)

Несколько лет назад я задал вопрос одному новообрядческому архиерею, который участвовал в снятии клятв со старых обрядов: «Чем руководствовались Вы, когда снимали клятвы?» И он дал ответ, правда, не конкретно на вопрос, а скорее как отговорку: «Да, клятвы сняты, — сказал он, — но старообрядцы интереса к этому не проявили». Вот по этой причине, а также по причине некоторых усилий МП, предпринимаемых в целях сближения со старообрядцами, я и решил изложить свой взгляд на данный предмет.

Да, клятвы с древних обрядов сняты, но что это — великая милость Божья, поставившая нас всех на путь примирения, или еще один шаг по пути богословской либерализации новообрядчества? Если первое, то безумна и непростительна дерзость игнорировать и пренебрегать этим огромным Даром любящего нас всех Бога. Бога изрекшего: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14.27); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13.34-35). А если все же это второе? Что ж, попробуем разобраться.

Новообрядцы шли к снятию клятв не один год, а столетия. Действие клятв Московского собора 1666-67гг. было ограничено сначала в «Увещании» 1765г., потом учреждением Единоверия, также была попытка практически упразднить клятвы на соборе 1917-18гг. при патр. Тихоне (Белавине), затем Синод при митрополите Сергии (Страгородском) в 1929г. также высказался против клятв. И вот, наконец-то, собор 1971 года окончательно предал клятвы забвению.

Более тридцати лет прошло с тех пор, как произошло это событие. Каждому человеку ясно, если какое-либо решение принято, то оценивать его можно только по плодам его реализации. Ну и каковы же плоды?

Раскол не преодолен. Тенденций к примирению фактически нет. Людей, искренне заинтересованных в примирении, единицы. Попытки провести богословский диалог новообрядцы предпринимают с кем угодно вплоть до африканских сект Вуду[1], только не со старообрядцами. В общем, нет никакой заинтересованности в том, чтобы семя, брошенное в 1971 году, принесло хоть какой-либо плод.

Единственная жалкая попытка устроить какое-то подобие диалога, это набивший оскомину мартовский меморандум 1999 года. Согласно этому меморандуму, если старообрядцы откажутся от своего критического взгляда на Никоновы реформы, то им, например, разрешат «по согласованию с местными церковными властями, совершать паломничества к находящимся в ведении Русской православной церкви древним святыням (чудотворным иконам, мощам Святых Божиих угодников и т.д.), у которых разрешено будет совершать молебны старым чином». Что это, глубокое непонимание истинных причин разделения или очередная попытка единоверческой унии?

Да и кем считают старообрядцев? Неужели реально допускать мысль, что старообрядчество за сомнительные «крохи, которые падают со стола господ» (Матф.15:27) предадут забвению свои идеалы, освященные за прошедшие столетия реками мученической крови?

Раньше принципы продавались за тридцать сребреников, а теперь в обмен предлагают мощи и иконы, которые без духовных принципов сами по себе никакой ценности не имеют.

Самое же комичное во всем этом то, что, в сущности, духовенство МП и так никаких ограничений не накладывает на желающих поклониться святыням, например Сергеева-Посада или Киевских печер. Религиозная индифферентность новообрядцев такова, что они пускают в свои храмы любого желающего, обычно не интересуясь, кто он — православный или еретик.

Многолетняя духовная изоляция новообрядцев и старообрядцев друг от друга сыграла свою роковую роль: духовенство МП в основном формирует свое мнение о старообрядчестве или из недоброкачественных книжек, на подобие «трудов» Мельникова-Печерского, или из редких и поверхностных личных контактов. Именно поэтому даже если шаги иерархов МП и искренни, то, совершаемые в духе поиска обрядового компромисса, они обречены на неудачу.

К старообрядцам продолжают относиться как обрядоверам, как к полуязычникам. Именно поэтому попытки сближения начинаются не с богословского диалога о состоятельности реформ патриарха Никона, а, например, со следующего постановления Синода от 4 июня 1999 года: «организовать совместные со старообрядцами вечера древнерусского церковного пения». Поразительное непонимание проблемы! Какое пение? Ведь, если старообрядцы раскольники, то разве можно с ними исполнять песнопения молитвенного содержания?! Да и вообще, уместно ли из литургических песнопений, к которым не должны допускаться даже оглашенные, устраивать светский концерт? Воистину русское христианство достигло апогея духовного упадка! Полнейшее обмирщение сакральной литургической жизни.

Вот и задумаешься, а не подвох ли все эти заигрывания со старообрядчеством, все эти соборные решения и меморандумы? Откуда дует ветер? Кто стоит за всем этим «старо-новообрядческим» диалогом? Посмотрим на факты.

Небезынтересно то, что доклад собору 1971 года о необходимости снятия клятв со старых обрядов делал такой одиозный архиерей как митрополит Никодим (Ротов). Об этом человеке протоиерей РПЦЗ Лев Лебедев приводит очень интересное свидетельство: «Мне вспомнилась статья некоего украинского католического священника под названием «К вопросу о католичестве в России», опубликованная в № 2 самиздатовского журнала «Бюллетень христианской общественности» В. Огородникова в 1987 году. Автор был одно время келейником вышеупомянутого Митрополита Никодима и имел с ним многие откровенные беседы. Он пишет, что «Митрополит Никодим всегда был искренним католиком и тайным католическим епископом«. Понятно теперь, почему и умер он не где-нибудь, а прямо на руках у самого Римского папы». Ротов начал «диалог» со староверами, а продолжает его в том же внешне очень благочестивом духе отец пресловутого меморандума — митрополит Кирилл (Гундяев). О митр. Кирилле и о ситуации в МП тот же прот. Лев Лебедев свидетельствует: «Вспомнилось мне, как архиепископ Смоленский Кирилл (в прошлом тоже келейник Никодима) убеждал меня в том, что между Православной и Католической Церквями нет, в сущности, никакой разницы, как в том же пытались меня убеждать и иные священнослужители, близкие так или иначе к Митрополиту Никодиму. Стало ясно, что в епископате и духовенстве Московской Патриархии действует активная и сплоченная группа тайных католиков».

Итак, и прошлому, и нынешнему лидеру «старо-новообрядческого» диалога дают характеристику как тайным католикам. Вот и задумаешься, а не католики ли, породившие раскол в Русской Церкви в 17 веке руками прохиндея и паписта Паисия Лигарида, стоят за всем этим мнимым потеплением к староверам? Ведь снятие клятв в 1971 году не обошлось без их участия: на соборе присутствовал личный легат папы епископ Иоанн, кардинал Виллебранс, главный участник диалога между МП и Римом, впрочем, там были лидеры всевозможных еретических и сектантских сообществ. Нынешний же устроитель «старо-новообрядческого» диалога митр. Кирилл Гундяев, помимо его симпатий к католикам, является еще и доктором богословия honoris causa Реформаторской церкви Венгрии. Этот титул ему присудили еретики в 1987 году. При этом богословские воззрения митрополита Кирилла были поставлены в один ряд с мировоззрением англиканского вождя — архиепископа Кентерберийского Роберта Ранси[2].

Но не только сами идеологи «старо-новообрядческого» диалога зарекомендовали себя как тайные католики, но и сама их модель соединения со старообрядцами является точной копией Брестской унии. Католики тогда разрешили малороссам сохранить свое богослужение при условии принятия католического вероучения. Сущность Единоверия та же. То католики восточного обряда, а это никониане старого обряда.

Несмотря на то, что староверы — «люди лесные», тем не менее, нам известны богословские взгляды МП. Там, где упоминается Рим, доброго ждать нечего. Да и разве логично ждать какого-либо положительного результата, когда стороны не доверяют друг другу.

Для современных новообрядческих верхов нет разницы с кем вести «братский» диалог и заключать унию, доказательства тому Шамбезийская уния с монофизитами в 1990 году, Баламандская уния с католиками в 1993 году, и вот теперь меморандум со старообрядцами.

Самое же ужасное, что среди старообрядцев нашлись те, кто клюнул на это суррогатное примирение. Кто бы мог подумать, что те, кто более всего нападают на нашу Церковь, клеветнически называя ее «пятой колонной никониан», как раз-то и одобрили этот абсурдный меморандум. Первыми на это купились латвийские безпоповцы, подписав меморандум и даже вступив с новообрядцами в евхаристическое общение. Но подобный абсурд был расценен большинством как предательство, и меморандум, в конце концов, отвержен. Вторыми, кого привлекли имущественно-песенные посулы МП, оказались белокриницкие старообрядцы. На совете митрополии 18 февраля 1999 года они одобрили эту идею, внеся в меморандум лишь некоторые поправки. Да, чего только не сделаешь ради «тучных пастбищ»! Благо, что и у них народ оказался последовательней своих пастырей и отверг меморандум.

Да и вообще, только те из старообрядцев, которые воспринимают старые обряды чувственно, эстетически, видя в них лишь внешнюю красоту, те и клюнут на эту уловку.

Раскол начался не с проклятия старых обрядов, а именно с введения новых, наперекор священному преданию и анафеме Стоглавого Собора. Поэтому само по себе снятие клятв не решает проблемы.

Не думайте, дорогие братья, ни мне, ни кому-либо другому, кто себя считает христианином, не доставляет радости раскол. Возможно, и искренние чувства руководили иерархами МП, когда они пытались предпринять попытку некоего диалога. Нам не известно, что послужило истинной причиной этих шагов, но то, что они были не продуманы — однозначно.

Все совершалось с полным непониманием внутреннего состояния старообрядчества. Ведь, если бы причина раскола заключалась лишь в обрядах, пении, пальцах, то все бы давно было решено с помощью Единоверия. Но мы знаем, что Единоверие держалось в основном лишь на государственной поддержке, а не на признании народа. Искусственно составляемое из малодушных староверов силой или шантажом в него загнанных, снабжаемое вероломно отобранным старообрядческим имуществом, оно, потеряв упомянутую поддержку, тут же рухнуло. И сейчас в этой обрядовой унии участвуют не более двух десятков единоверческих приходов.Чего же ждем мы? Чего мы хотим? Как мы видим путь к преодолению измотавшего всех раскола?

В деяниях своего собора в 1971 году новообрядцы написали, что отвергают порицательные выражения, относящиеся к старым обрядам. Слава Богу! Но требуется не только стыдливо шаркать ножкой выдавливая из себя, что, мол, «согрешили, но виноват царизм», а без всякого укрывательства рассказать, как предки новообрядцев смеялись над восьмиконечным крестом, как сжигали его и срубали, как глумились над именем Христа — Исус, как кощунственно, по подобию языческих мучителей, силой вливали во рты староверам свое причастие. Как отбирали наши храмы, как сжигали наших стариков, женщин, детей. Как творили прочее бесчисленное зло.

Не поверхностные выражения должны быть, а публичное, громогласное осуждение конкретных деяний и имен. Ибо не просто светская власть гнала и издевалась над староверами, но священники и архиереи с ожесточившимися сердцами командовали и творили весь этот геноцид. Уничтожали христиан за то, что они сохраняли ПРАВОСЛАВИЕ. Ибо то, что хранили староверы, то, за что их убивали более трехсот лет, в 1971 году потомки их гонителей признали СПАСИТЕЛЬНЫМ. Ведь не просто Романовы подняли меч, но сыграло роль науськивание таких известных личностей как патриарх Никон, митр. Дмитрий Ростовский, еп. Питирим Нижегородский, еп. Исидор Колоколов и множество других поборников новин.

Когда человек раскаивается в грехе, то не просто говорит: «я согрешил», но обличает себя, в чем именно его грех, так необходимо поступить и здесь. Вспомним слова Иоанна Предтечи, обращенные к лицемерным духовным лидерам Иудеи: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:7-8). Не дай, Господи, и нам услышать подобное.

Необходимо попросить у Бога за это все прощение, отмежеваться от этих тягчайших грехов, а после этого всячески необходим созыв всеобщего Собора и обсуждение всех частных канонических, обрядовых и административных вопросов.

Поверьте, братья, поговорить есть о чем, но без признания вредности, несостоятельности Никоновых реформ, а также честного рассказа обо всем произволе и геноциде в отношении старообрядчества, мира, увы, не будет.

Кроме этого, необходимо серьезное обсуждение вопроса — возможно ли сохранение мира при одновременном использовании до и послереформенных обрядов. Как и каким образом, они смогут сосуществовать, да и смогут ли вообще. Не нужно паниковать и говорить о том, что «староверы хотят остарообрядить троеперстников». Нет. Но если каноничность Стоглава признана в 1971 году, а Стоглав проклял любое перстосложение, кроме двуперстного, то для обсуждения целесообразности и самой возможности пересмотра этого решения необходим совместный, примирительный Собор.

Годы идут, но новообрядцы упорно не желают признать вину своих предков в расколе. Упорно не желают довести до своей паствы всю бессмысленность и вредность Никоновых реформ.

За все эти годы новообрядцы не выпустили ни одной утлой брошюрки, чтобы разъяснить своей малограмотной пастве смысл, да и сам факт решений собора 1971 года.

Откройте любой из их катехизисов, и Вы увидите, что в разделе, посвященном перстосложению информация лишь о троеперстии, а о двуперстии нет и слова. А как же решение о равночестности обрядов?

Более того, фанатизм и фобия по отношению к древлеправославию у новообрядческих неофитов и отцов столь велики, что даже своих старообрядцев-единоверцев они зачастую считают еретиками. И те им платят той же монетой, перекрещивая обливанцев из соседних новообрядческих приходов, забывая, что в МП обливательно крещена добрая половина епископата.

За все эти годы ни одного призыва к созыву всероссийского Собора с равноправным участием старообрядцев и новообрядцев для выявления и обсуждения всех недоуменных вопросов, разномыслий и претензий. Никакого желания искренне осознать всю значимость и судьбоносность решений 1971 года.

А ведь подумать есть над чем. Реформа Никона и проклятие на древние обряды объяснялись тем, что якобы в тех обрядах содержалась ересь. Именно поэтому сотни новообрядческих миссионеров и «борцов» с расколом изрыгали со всяким бесстрашием страшные хулы на древнерусский церковный чин и уклад. Собор 1971 года постановил все сие безумие считать, «яко не бывшее». Соответственно этим самым было признано, что реформы Никона смысла и необходимости не имели, ибо раз древнее было спасительным, то зачем же его исправлять?

Видя внешне благообразные лица иерархов МП, искренне хочется верить в их заверения о братской любви, однако, поглотивший все новообрядчество канонический беспредел, симония, лавочничество заставляет нас сдерживать чувства, и более верить своим глазам, нежели ушам.

Всеобщее ослепление не дает новообрядцам услышать голос даже своих собственных обличителей. Еще до революции выдающийся новообрядческий богослов епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенской пустыни, предрекал о нынешних временах и нынешних новообрядцах: «Евангелие будет всем известно, но одна часть пребудет в неверии ему, другая — наибольшая — будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построив в себе веру своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленнным верам числа не будет… Их и теперь уже очень много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там, что ни область, а далее, что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан, будет часть и содержащих истинную веру, как она передана св. Апостолами. Но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное«.

Действительно, новообрядцы исполнили все свои храмы самого грубейшего фетиша, направо и налево торгуя всевозможными оберегами и развешивая «церковные» ордена на всевозможных преступников.

Нарушается подавляющее большинство канонов, попрана сама идея Церкви, общество своих христиан новообрядцы поделили на касту жрецов и паству, которую совсем не обязательно учить, руководить ей, воспитывать ее, но зато можно «стричь», «доить» и обманывать.

Скажите, это ложь? Нет! К величайшему нашему сожалению, это горькая правда. Зайдите в практически любой новообрядческий храм, и Вы сами убедитесь, сколько к Вам проявят внимания и интереса, а главное — в чем он будет выражаться.

Все преступники, пьяницы, наркоманы, олигархи и прочая грязь считает себя членами православной церкви. И жрецы их одобряют, пуская в храм, вымогая у них ворованные деньги, без разбору причащая и допуская ко всем прочим таинствам.

Скажете, что не все поступают так. Да, но искренних священников так мало, что вся Россия знает их по именам. В отношении их можно сказать, что проще праведника вывести из Содома, чем из-за него терпеть бесчинства большинства.

Но, несмотря на явный упадок, новообрядцы продолжают «парить в облаках», наивно считая себя правоверными и не запятнанными никакими ересями и пороками.

Что хвалиться количеством святых, когда еще не было Суда, и неизвестно, что обо всех этих канонизациях скажет Бог? Да и, как мы уже говорили выше, большинство этих духовных авторитетов новообрядчества его, как раз-то, с гневом осуждают.

Что хвалиться многочисленностью членов? Ведь большевистские гонения показали, сколько на самом деле в России было христиан, да и сейчас храмы фактически пустые. Массовые же крещения неверующих, необученных людей не умножили количество членов, а лишь размыли границы.

Что хвалиться расположением властей, когда Писание говорит, что «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит.21:1)?

Что хвалиться ученостью и надмеваться под тяжестью самоизобретенных наград, когда «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:27)?.

А ведь до слез обидно, что, забыв о своем предназначении, христиане с жаром впиваются друг другу в глотку, доказывая свое первородство, но Евангелие говорит, что люди будут судиться по плодам, а не по корням.

Давайте остановимся! Давайте очистим церкви от случайных людей, давайте соблюдать каноны, давайте служить друг другу в любви, исполняя Божественное Евангелие. Ибо там, где нету Евангельской жизни, там не поможет пышное убранство и золотые купола. Пред Богом все это бутафория, мерзкий спектакль, а пастыри, не заботящиеся о стаде — волки: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис.29:13); «от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иер.6:13-15); «для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер.6:20).

Давайте устрашимся гнева Господня, оставим вредоносные распри и вместе, общими усилиями, начнем собирать то, что расточили отцы наши, давайте прекратим терзать и без того обескровленную Христову Невесту — Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь!

Священник Андрей Марченко (РДЦ)

Примечания:
[1] Свидетельство этому — молитва митр. Питирима со всевозможными еретиками в Асизи.
[2] В приведенном факте может убедится каждый, кто ознакомится с ЖМП №7 за 1988 год, стр.69.