Об отношении Русской Древлеправославной Церкви к умершим людям, почитаемым в качестве святых представителями других конфессий

…Был предложен к рассмотрению вопрос об отношении Русской Древлеправославной Церкви к людям, почитаемым в новообрядческой церкви в качестве святых, в частности к убитому большевиками последнему всероссийскому императору Николаю II Александровичу Романову и его семье.

Следует заметить, что данный вопрос постоянно возникает при общении с новообрядцами, которые ищут общения с Церковью. Осознав истинность Древлеправославия, они с одной стороны желают войти в общение с Древлеправославной Церковью, а с другой стороны желают сохранить и многие из привычных для них форм их прошлой духовной жизни. В связи с этим Архиерейский Собор счел необходимым прояснить официальную позицию Русской Древлеправославной Церкви по данному вопросу.

Сам православный обычай почитания святых зиждется на стремлении подражать не лишь делам почивших христиан, но прежде всего чистоте их веры, как завещал это св. Апостол Павел: «взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). То есть чистота веры является наиглавнейшей основой церковного почитания и прославление умершего христианина. Соответственно, если о ком-то из умерших невозможно с уверенностью утверждать, что он не только вел жизнь добродетельную, но и имел неповрежденное православное вероисповедание, то такой человек не может быть предложен Церковью для церковного почитания и его жизнь не может быть указана в качестве примера для подражания.

При этом Священное Писание научает нас, что Богу приятен всякий человек, поступающий по правде, и никакое доброе дело не укроется от ока Господа, никакая добродетель человека не останется незамеченной Богом и невознагражденной: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34,35). Но если то, в чем человек поступил по правде приятно Богу, то несомненно, что то, в чем человек поступил против правды Богу неприятно.

Услышав это, пусть каждый из новообрядцев, познавших истину Древлеправославия, теперь задумается и сам рассудит вместе с нами. Если, например, умерший человек сам не преследовал и не проклинал исповедующих Древлеправославие, но в тоже самое время он и не препятствовал гонителям, находился с гонителями Древлеправославия в общении и сам не считал Древлеправославную веру истинной, христиан же древлеправославных считал еретиками и раскольниками, то можем ли мы говорить, что в этих своих поступках данный умерший человек поступал по правде? Очевидно, что с позиции древлеправославных христиан такой умерший человек поступал против правды, следовательно, он не был в этих своих поступках приятен Господу, соответственно и мы не можем считать его жизнь и веру совершенным примером для подражания и обращаться к нему в молитвах, прося его молитвенного предстательства. При этом мы не предвосхищаем суд Божий, не проклинаем такого человека и ничего не утверждаем относительно его загробной участи, напротив, если этот человек совершил в своей жизни какие-то добрые дела, тем более по отношению к Древлеправославной Церкви, то за это мы его похваляем и о добрых делах его всегда храним добрую память.

Именно таково наше отношение к убитому большевиками императору Николаю II. Его безусловной и неоценимой заслугой перед Древлеправославной Церковью является то, что он своей императорской волей и своим указом в 1905 году прекратил вековые гонения на наших христиан, позволил свободно и открыто исповедовать им Древлеправославную веру, строить храмы, открывать учебные заведения, беспрепятственно участвовать в общественной жизни страны и даже в деле государственного управления.

За эти свои благодеяния государь при жизни своей очень был уважаем и почитаем нашими христианами. Так участники нашего I-го Всероссийского Съезда в 1908 году от лица всех древлеправославных христиан, свидетельствуя свое доброе отношение к царю, писали на имя премьер-министра П.А. Столыпина, что «с молитвою обращают свои чувства беспредельной благодарности к Всемилостивейшему Государю Императору Николаю Александровичу за дарованную им возможность свободно разобраться в их религиозно — нравственных нуждах. Представители старообрядчества со всех концов необъятной России от Байкала до границ Румынии и Турции и зарубежные почтительнейше просят Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Его Величества, одушевляющие их чувства беспредельной любви и беззаветной преданности Самодержцу Всероссийскому, принявшему их в свои любвеобильные объятия, установившему с 17 апреля 1905 года, законную свободу для них в религиозно-нравственных потребностях. Верные заветам предков в делах религии, все они всегда были и хотят быть навсегда верными и неизменными слугами их законных природных Государей, всегда молились и будут молиться о здравии и долгоденствии Его Величества и всего Царствующего Дома».

Таким образом, на вопрос: «Почитаете ли вы царя Николая Александровича?», — мы с уверенностью отвечаем: «Да, мы почитаем его за все доброе, что он сделал для нас и для других людей, но мы не можем почитать его святым, поскольку он и жил, и умер в общении с гонителями Древлеправославной Церкви».

Точно также мы можем сказать и о других известных умерших новообрядцах, почитаемых в новообрядческой церкви в качестве святых.

Относительно же чудес, которые связываются с именами некоторых умерших вне общения с Древлеправославной Церковью людей, Собор свидетельствуют, что чудеса совершенно не могут являться ни доказательством личной святости человека, ни тем более, доказательством правильности его веры.

В качестве примера приведем отрывок из жития св. Пахомия Великого: «Однажды Святому Пахомию пришлось зайти в монастырь, где иноки были заражены еретическими воззрениями. Здесь монахи передали Пахомиевым ученикам, что их начальник предлагает Пахомию вместе перейти реку, чтобы показать, кто из них прав, кто более угоден Богу. Когда ученики сказали об этом Пахомию, он очень опечалился тем, что его монахи выслушали и передают такое поручение. Пахомий сказал им строго: «Еретик может перейти через реку по поверхности воды, как проходят по суше, по попущению Божию и при помощи сатаны, желающего утвердить его в его нечестивом веровании и других склонить к этому верованию. Теперь идите и скажите этим людям: «Служитель Божий Пахомий говорит: мои труды и заботы направлены не к тому, чтобы перейти через реку пешеходом, но к тому, чтобы избежать наказаний Божиих и перейти через ту огненную реку, через которую мы все, люди, должны перейти перед Престолом Господа нашего Исуса Христа. Сверх того Евангелие говорит: «Не искушай Господа Бога твоего». Святый Пахомий в предложении еретиков видел козни сатаны, желавшего поколебать в монахах веру и возбудить в них тщеславие. Он убеждал учеников и не склоняться когда-нибудь на что-нибудь подобное и не поддаваться тщеславию».

О ложных чудесах у св. Феодорита Кирского читаем: «Какою силою творит чудеса Пророк, который учит богопротивному (Втор. 13:1 и след.)? По Божию попущению действуют демоны. Так волхвы Фараоновы произвели чудеса над жезлом, рекою и жабами, потому что дозволил это всепремудрый Бог по безумию повелителя, который давал им приказание увеличивать ниспосылаемыя свыше казни, но не в силах они были прекращать наказания, и не возмогли произвести скнипов; потому что производили то одно, что попускал им Бог… Следовательно лжепророк чудодействует по Божию попущению. Научаемся же чрез это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию» (Творения. Т. 1. СТСЛ. 1905. С. 207).

Подобным образом и мы, следуя совету святого отца, не обращаем внимания на чудеса, совершаемые людьми, которые учили или учат противно благочестию.