«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 26).
В последнее время вся русская земля исполнилась рассказами о многочисленных чудесах и знамениях. В самом сердце страны и по самым отдаленным уголкам нашего, в недавнем прошлом богоборческого государства, разливаются реки восторженных свидетельств о дивных делах Божиих(?), неожиданно ворвавшихся в жизнь полуязыческого русского народа. На все лады газеты и журналы, теле и радиопередачи повествуют о повсеместном мироточении икон, явлении крестов, радуг и других чудес, наполнивших как российское небо, так и российскую землю. Видя все это, невольно вспоминаешь слова Писания: «Горе миру от соблазнов» (Мф. 18, 7).
Впрочем, на первый взгляд в этом нет ничего страшного, ну видит кто-то в преломившихся в объективе фотоаппарата солнечных лучах подобие креста или в багрянце заката некое грозное предзнаменование, ну и пускай видит. Какое нам — христианам до этого дело, нам, имеющим простую, на одной лишь сердечной любви основанную веру во Христа Спасителя? Так-то оно так, но, тем не менее, все эти чудеса уже увлекли в свой бесконечный и бессмысленный водоворот вместе с язычниками и некоторых избранных. Уже не редкость, когда наши христиане колесят по стране в попытке своими очами увидеть новоявленное «чудо», как будто в этом они обретут для себя некую духовную пользу.
Для удовлетворения своего любопытства они порой преодолевают огромные расстояния, не считаясь ни с какими трудностями, при этом зачастую вступая в молитвенное общение с лицами инаковерующими, находящимися за оградой Древлеправославной Церкви. Именно здесь и кроется та неизмеримая опасность для христианской души, когда, пренебрегая духовным, христиане ищут удовлетворение в материальном, когда оставляют внутреннее духовное делание и устремляются к развлечению вещами чувственными, имеющими сомнительную природу и не имеющими ровным счетом никакой пользы. Вот как об этом пишет св. Феофилакт Болгарский: «Знамение изумляет, но не научает и не приносит пользы, а часто и вредит».
Как вредит? А вот как — подобно ветхозаветному Исаву, продавшему свое первородство за чечевичную похлебку (Быт. 25, 34), христиане оставляют стены храмов Божиих, оставляют собрание верных, переступают через церковные правила, запрещающие молитвенное общение с еретиками и раскольниками, и устремляют свои стопы в их сборища, получая удовольствие от знакомства с их «чудесами». Как результат, таковые христиане, в конце концов, перестают понимать, где проходит граница Церкви, в их уме все смешивается, и черное, и белое. В еретиках они начинают видеть братьев и единомышленников, а в порицающих их неумеренное увлечение чудесами братьях — еретиков. И чем дальше тянется такое внутренне раздвоение, тем все более и более крепнет в таком человеке мятежный дух. Тем все раздражительней он становится, когда слышит в свой адрес справедливые замечания. Тем все более он начинает превозносить себя в своих очах над прочими христианами, которым якобы не открыто то, что открыто ему. Так начинается дьявольская прелесть.
Страшно, что человек, впавший в сети, расставленные лукавым, уже не хочет освобождаться из них, ему такое состояние весьма по вкусу. И этому особенно рады и всячески способствуют новоявленные проповедники современных чудес. Они всячески пытаются утвердить в умах христиан одно, что коль некое чудо происходит в их сообществе, то, следовательно, именно их сообщество содержит Истину. Не обманывайтесь, братья, ибо сказано в Писании о таких проповедниках: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13, 1-3).
Видите, братья, даже если и сбудется чудо, даже, если вы и увидите его своими очами, оно никак не доказывает богоугодность самого «чудотворца», ибо не всякое чудо от Бога, и это «неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11, 14). Вспомним историю с исходом Израиля из Египта. Когда Моисей и Аарон призывали фараона отпустить народ израильский, то сотворили пред лицом его многие чудеса, однако некоторые из чудес смогли повторить и египетские жрецы — слуги бесовские: «Бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями… И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь… и волхвы Египетские чарами своими сделали то же… Аарон простер руку свою на воды Египетские и вывел жаб; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. То же сделали и волхвы Египетские чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую» (Исх. 7-8 гл.). Подобным образом и во времена апостолов Симон Волхв творил многие «знамения»: «Волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Деян. 8, 9-11). Видите, братья, ложные чудеса Симона народ почитал за явление силы Божьей, и этим бессовестный волхв немало пользовался, вводя людей в заблуждение. Точно так же будет поступать во имя антихриста и апокалипсический зверь — лжепророк: «Творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле« (Откр. 13, 13-14). Задумайтесь над этим все, усматривающие некое откровение в схождении того или иного огня… Знайте, что лжепророк антихриста тоже будет сводить огонь с небес и с легкостью прельстит всех тех, кто вместо Евангелия утешает себя подобными фокусами. Ибо пришествие беззаконника, сына погибели — антихриста «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2, 9-12).
Итак, все, что мы сказали выше, сказали о чудесах ложных, творимых силой князя бесовского. Но ложны ли те чудеса, что в обилии происходят вокруг нас в данное время, да и чудеса ли это вовсе? Посмотрим.
Для примера рассмотрим факт мироточения и обновления икон. Это чудо по причине многочисленных случаев, стало уже столь обыденным, что чуть ли не каждый уважающий себя приход не может находиться в покое, если в нем что-либо не обновится или не замироточит. Поскольку в основном все это происходит в среде новообрядцев, то вполне логичным будет узнать, как они сами ко всему этому относятся. Для уяснения этого вопроса мы приведем свидетельство весьма уважаемого у новообрядцев, ныне уже умершего архиерея Николая (Кутепова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. В одном из своих интервью газете «НГ-Религии» митрополит так высказался относительно всех мироточений, происходящих в обществе его единоверцев: «Один батюшка пожелал привезти икону, которая мироточит, я сказал: «Пусть она мироточит там, где она мироточит». Почему? Есть такой журнал «Наука и жизнь», там в 1976 году было сказано, что выработана техника, которая позволяет доскам и чему-то подобному испускать всевозможные штуки. У меня ничего не мироточит. Если мы хотим из пальца что-то высосать, то высосем. Должна существовать определенная комиссия, которая должна изучать подобные вещи. А это все пущено на самотек, спустя рукава. Объявили о мироточении, и все молчат. Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью». Вот видите, дорогие братья, как к обилию новообрядческих чудес относился один из самых авторитетных у них архиереев. Если сами новообрядцы, причем на таком высоком уровне, подвергают сомнению и даже отрицают все эти чудеса, то что же мы идем и с любопытством смотрим на все это, открыв от удивления рот, а вместе с ним и кошелек? Если у нас есть лишние деньги, то лучше их раздать неимущим, нежели тратить на всю эту чехарду с «матронушкиным песком», «дивеевскими камнями», «иорданской водой» и прочим, этому подобным.
Ведь не секрет, что вереницы паломников и простодушных зевак приносят фантастические доходы хозяевам «чудес». Соблазн легких денег столь велик, что как в древности, так и сейчас многие идут на прямую фальсификацию, подделку чуда, дабы этим привлечь к своей персоне внимание общества, а в свой карман приличный доход. Как бы слова эти цинично ни звучали, но они являются горькой правдой.
Безусловно, страшно осознавать, что кто-то решается на подделку чудес или христианских реликвий, что у кого-то нет в сердце страха Божия, однако обманы такого рода — факт бесспорный, и начались они не сегодня и не вчера, но века назад. Еще в XVIII веке отец и устроитель Синода Новгородский архиепископ Феофан Прокопович при составлении «Духовного регламента» новообрядческой церкви описал, как действовали в России околоцерковные проходимцы его времени: «Нецыи архиереи, для вспоможения церквей убогих, или новых построения, повелевали проискивать явления иконы в пустыне, или при источнице, и икону оную за самое обретение свидетельствовали бытии чудотворную». Подобно и в католических странах Запада: «Много гвоздей креста Господня, и много млека Пресвятыя Богородицы по Италии, и иных сим подобных без числа. Смотреть же, несть ли и у нас такового безделия». Какие еще нужны комментарии? Думаем, что мы достаточно освятили природу многих современных «чудес».
Однако даже если и именем Божьим творит кто-то подлинные знамения и чудеса, то и в этом случае мы не должны подпадать под его обольщение, ибо не чудеса свидетельствуют о богоугодности и истине, а жизнь того, кто эти чудеса творит: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7, 22-23). Св. Иоанн Златоуст говорит о таких чудесах и чудотворцах: «Не удивляйтесь тому, что, сотворивши столько чудес, они подверглись наказанию. Вся эта благодать была не что иное, как дар Подавшего ее, а те ничего от себя не привнесли, почему справедливо и наказываются… Спаситель хотел примером этим показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни». Вот и задумайтесь, братья, на что мы обращаем свои взоры, куда мы устремляем свои стопы, с кем мы вступаем в общение, что мы хотим увидеть и чего мы хотим прикоснуться? Не осквернит ли это нас? Не понесем ли мы за это вины? Не лишимся ли мы за это обетования? Ибо сказано в Писании: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24).
Впрочем, мы не отрицаем того, что в окружающем нас мире, безусловно, возможны и присутствуют подлинные и дивные чудеса Божии — «Бог иде же хочет, побеждает естества чин», ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Мы лишь хотим напомнить христианам, что само по себе чудо не имеет никакой пользы для человека верующего, ибо как говорит Священное Писание: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Поэтому, если христианин ищет чудес как чего-то крайне для него необходимого, то это свидетельствует лишь об одном, что он человек совершенно плотской, с необрезанным сердцем, не познавший и не принявший Христа, подобный иудеям христораспинателям, о которых Сам Господь в Писании сказал: «Иудеи требуют чудес» (1 Кор. 1, 22); «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12, 39). И даже более этого говорит Писание: «Знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14, 22). То есть, человек, который не может и не хочет исполнять заповеди Божии, пока не увидит неких знамений и чудес, вовсе не является верующим!
Итак, возлюбленные, помните, что для спасения христианину достаточно одной лишь веры в Искупителя, подкрепленной евангельскими делами. Веры, которая происходит «от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17), а неверующего, если не убеждает Писание, то не убедит и обилие чудес. Не убедит и не приведет к покаянию, к изменению жизни, к обретению в сердце Христа, ибо как Сам Спаситель сказал: «Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31). Об этом свидетельствует и наша российская действительность. Ведь, несмотря на слухи о чудесах, несмотря на духовную свободу, российские храмы полупусты, а общество все более и более скатывается в бездну безнравственности, в бездну порока, в бездну неверия. Поэтому, братья, «да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 7-8). И это единственный критерий, единственный признак, по которому можно узнать Христовых учеников, и чудеса здесь совершенно ни при чем. Именно поэтому, дорогие братья христиане, давайте более заниматься своей духовной жизнью, а не увлекаться чудесами века сего, и да «укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5, 8). Аминь!
Протоиерей Андрей (Марченко)