Тополь и улитки
Однажды я гуляла по лесу и вдруг увидела дерево, а на нем – улиток. Я вспомнила, как по-улиточному будет: «Здравствуйте! Вы зачем полезли на дерево?» и решила сразу, без обиняков спросить. Чтобы они растерялись и все выложили! И поэтому я произнесла:
— Шв! Св шшс вшс св швшвш?
Улитки изумились моим познаниям и ответили:
— Шв! Свш швшс вшв сшвшвшв швшвшв св шсввсвш всвшв.
И я поняла все! До последнего словечка! Перевожу для вас: вот что рассказали улитки…
— Их племя испокон веков жило на этой лужайке, под ветвистым молодым тополем… Там проходила их немудрённая жизнь, в которой не было ничего, кроме сочной листвы, влажной земли и мягкой тени высоких трав. Но вот случилась беда: тополь! Тополь вырос. И заслонил им солнышко, и начали они о нем забывать… Так вот и случилось, что без солнца выросло нескольких поколений улиток: слабых, больных, умирающих… И тогда на совет племени собрались старейшины и вожди: решили, наконец, призвать из соседней опушки известного на весь пойменный лес старого врача-фельдшера: жука аскетичного вида, узкого, похожего на палочку.
Это был знаменитый доктор: именно он год назад излечил целый рой пчел, научив их находить медоносные цветы. Именно его приглашали в прошлом месяце в огромный муравейник – тогда целая колония муравьев едва не вымерла от безделья. А он дал им труд, и они живы до сих пор! Итак, был приглашен он в улиточное племя: с почестями, подношениями, дарами. Долго выстукивал коричневые панцири, заглядывал специальным прибором в луповатые смешные глазки, проверял рожки и ножки… Потом забрался на самый высокий одуванчик и оттуда обратился к безмолвствующей толпе:
— Улиточное племя! Всех вас постигла страшная болезнь: приводящая к смерти, улитки!
Вокруг раздались беспорядочные звуки, выражающие смятение, тревогу, страх – все по-улиточному, разумеется.
— Но есть избавление! И я укажу вам путь, не тревожьтесь! Видите ли, вы забыли о солнце, и даже не знаете, какое оно! Без солнца вас постигает смерть, и вы умираете, даже не зная, отчего! Но каждый может найти к нему путь, хотя это непросто! Главное, идти, ползти, карабкаться! Только не прятаться в свою раковинку, не зарываться в песок! Смотрите, перед вами тополь – ваша беда и ваше спасение! Он закрыл вам солнце, но он же – и путь к нему. Много насекомых карабкаются по стволу вверх и вниз, и у вас тоже получится, улитки. Вы можете забраться на него и жить там: купаясь в солнечных лучах и питаясь прекрасной листвой. Вы также можете увидеть с высоты, где остались залитые солнцем лужайки, и перебраться туда! Главное же для вас – солнце. Ищите его и найдете! И тогда будете жить!
— Довольно! – перебил его самый дряхлый старейшина. – Мы все поняли, это очень просто! Вот тополь. По нему – к солнцу. Да я первый так поступлю!
Старейшина дотронулся до шершавой коры дрожащими рожками и смело сделал свой первый ползок.
— Оой, ой! Колется! – он постоял на одном месте, и потом решительно отвалился от ствола.
— Колется! – сказал он еще раз громко и подслеповато замигал старческими глазками:
— А так ли нам нужно солнце, улитки? Что думаете?
Поднялся невыразимый гвалт: взвешивали все «за» и все «против», грустно смотрел на них сверху искусный врач: покачивал головой. Потом он взмахнул лапкой, и снова водворилась тишина:
— Улиточное племя! Правда, этот путь очень не легок, и я расскажу вам опасности, которые подстерегают на нем! Да, ствол жесткий – иногда может больно царапать ваше нежное тело. Да, могут встретиться большие рыжие муравьи – их укусы очень болезненны. Да, вас может постигнуть голод – если придется ползти долго по голому стволу. Вы можете заблудиться в ветках, и, проделав долгий путь, снова прийти на тоже место, откуда начали. Вы даже можете сорваться вниз и разбиться – вот все это я честно говорю вам. И все-таки, и все-таки! Это оправданный риск, и более, чем оправданный! Здесь, без солнца, вас ждет только лишь смерть, а там – жизнь. Самая счастливая жизнь, улитки! Кроме того, как только вы оторветесь от земли и станете взбираться выше, будут встречаться солнечные зайчики, поглядите – вот они! Наверху, на стволе! Они будут ласкать вас, придавать силы, согревать! Без них невозможно было бы вам идти, но с их помощью каждый – от самой маленькой улитки до самой большой – способен преодолеть этот путь: пусть трудный, пусть страшный, пусть узкий – но путь к Жизни, улитки. К самой счастливой Жизни, притом!
— Довольно! – еще раз перебил вдохновенного врача старый вождь. – Мы поняли. Мы собираем совет. На нем – нет места чужакам.
Такова была его благодарность…
Долго гомонили в тот вечер улитки, до самого утра. А утром старый фельдшер услышал слабый стук в дверь своего домика – он жил в лопухе. К нему несмело подползли пять улиток: больших и маленьких. Вот что они сказали ему:
— Многоуважаемый врач! Мы верим твоему слову! За это – нас изгнали из племени. Скажи нам еще раз, сможем ли мы пройти по тому пути, о котором ты нам рассказал?
Он оглядел внимательно каждую из них и ответил:
— Самое главное непреложное правило скажу я вам – запомните его! Путь будет очень долог, множество опасностей повстречается вам! Одного не забудьте – зачем. Зачем вы идете по этому пути. Это убережет вас в трудную минуту: когда захочется, наконец, остановиться, вздохнуть, вспомнить влажную сырую землю, откуда вы родились, оторваться от веточки – вниз. Это – смерть. И еще: чтобы лучше помнить о солнышке, разговаривайте с ним, просите о помощи — оно живое, оно услышит.
Улитки кивнули, в последний раз поклонились врачу.
— До встречи в царстве солнца! – сказал он им на прощание.
И вот, в тот день, когда я подошла к тополю, все они пятеро – были на дереве. Кто-то дальше, кто-то ближе к небу… Но все ползли вперед.
Доползут ли они до своего солнышка, не знаю… Но мне очень хочется, чтобы доползли!
Анна Минковская