Святая Иулияния жила в первой половине XVI века. Она была дочерью князя Георгия (Юрия) Дубровицкого-Ольшанского*, одного из благотворителей Киево-Печерской Лавры, известного военачальника, не раз сражавшегося с татарами, нападавшими на Святую Русь. Праведная Иулияния скончалась на 16-м году жизни и была погребена в Киево-Печерской Лавре. Причина ее кончины осталась неизвестной.
Священное Предание описывает добродетели святой Иулиянии, соответствующие её возрасту, полу и званию: целомудрие, послушание родителям, благосклонное отношение к низшим, и особенно — дела христианской благотворительности. Ведь за время своей земной жизни молодая девушка обнаружила высокие христианские качества, соблюдая Божии заповеди, постигла вершину духовного совершенства.
В начале XVII века, при архимандрите Елисее Плетенецком (1599-1624), святые мощи праведной Иулиянии были обретены нетленными. При копании могилы близ Успенской церкви, у придела во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, обнаружили гробницу, на которой была прибита дощечка с гербом князей Ольшанских и надписью: «Иулияния, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Ольшанского, преставльшаяся девою на шестнадцатом году от рождения». Когда открыли гроб, увидели святую Иулиянию как бы спящей; она была одета в шелковые, шитые золотом, одежды, шея и руки были украшены драгоценностями, а голова увенчана золотым венцом с жемчугом. Но лишь только прикоснулись к ее одеждам, как они рассыпались в прах. Осталось одно ее нетленное тело, к которому как бы не дерзнула прикоснуться смерть, и еще драгоценные украшения на ее руках. Святую девицу облекли в новую одежду и положили в юго-западном углу Великой Успенской церкви, но без почести, подобающей святым.
В 1617 году еретик-арианин, по имени Василий, пришел в Успенскую церковь и просил екклесиарха Ливерия открыть ему гробницу праведной Иулиянии. Прикладываясь к святым мощам, он похитил драгоценный перстень с руки святой. Но когда святотатец вышел с похищенным из храма, он упал у церковных дверей и умер. При осмотре тела умершего нашли перстень святой девы и поняли причину его внезапной смерти.
Прошло немного времени, и святая Иулияния в чудесном видении явилась архимандриту Петру Могиле (впоследствии митрополит Киевский), обличая за небрежение к ее святым мощам и за маловерие к ним. Тогда тот немедленно повелел искусным и благочестивым девственницам чина иноческого приготовить для святых мощей достойные одеяния и благолепную утварь. Сделана была также по его повелению новая рака, в которую и были благочинно положены святые мощи. Облекшись сам во святительские одежды и созвавши весь освященный собор, Петр Могила совершил торжественное их перенесение в иное место и праздничное моление и пение, с благодарением Богу и Богородице и преподобным отцам Печерским и за явление честных мощей святой девственницы.
Надпись на раке со святыми мощами девицы Иулиянии гласила: «По воле Творца Неба и земли живет по вся лета Иулияния, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий… Райские селения собой украшаешь, Иулияния, как цветок прекрасный».
С тех пор и положено было совершать память святой праведной Иулиянии в день обретения ее честных мощей 6/19 июля, ибо многие с верою к ней притекавшие получили исцеление.
Праведная Иулияния явилась также в числе многих святых дев игумену Златоверхого Киевского монастыря Феодосию (Сафоновичу). При этом она сказала ему: «Я — Иулияния, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор почитание святой Иулиянии ещё более увеличилось.
В 1718 году мощи святой горели при пожаре в новообрядческом Успенском храме Киево-Печерской Лавры. Останки их были положены в новую раку и поставлены в Ближних пещерах Лавры. Святая праведная дева Иулияния стала второй из святых жен Руси, удостоившихся быть погребенными в Лаврских пещерах. Первая святая — это преподобная Евфросиния Полоцкая.
Широкое почитание праведной княжны Иулиянии сыграло важную роль в религиозном просвещении православных жителей белорусских земель. Многие приняли чудесные явления при мощах святой девы как знак Божий, который повелевал им стоять за веру предков даже в самые тяжелые для православия времена.
Святая Иулияния Ольшанская и в наше время почитается белорусскими православными христианами. Она — первая помощница женщинам в исцелении болезней души и тела. Однако в молитве к святой деве мы просим не только об исцелениях, но и о ее заступничестве пред Богом о нашей стране белорусской и всеобщем обращении людей к истинной вере древлеправославной.
________________________
* Юрий (Григорий, Георгий) Семёнович Гольша́нский (около 1410 — после 1456) — государственный деятель Великого княжества Литовского, князь дубровицкий и степанский. Представитель рода Гольшанских, сын Семёна Ивановича Гольшанского. Вместе с Гаштольдами, Кезгайлами и Радзивиллами был одним из организаторов избрания в июне 1440 года на литовский престол Казимира IV. Именно в Гольшанах и было принято решение о избрании Казимира великим князем литовским. В 1456 году присоединился к оппозиции, которая добивалась избрания на престол последнего князя киевского Семёна Олельковича. Вместе с братьями владел Гольшанами, Глуском, Дубровицей (на Украине), Романовым в Оршанском повете, Станьковом и Жыцинами в Минском повете, Шашолами и Кроштами в Литве, а также другими имениями. Имел 2-х дочерей: Иулиянию (позднее объявленною святой праведной Иулиянией, княжной Ольшанской и похороненной в Киево-Печерской Лавре) и Анну, а также 5 сыновей: Ивана Юрьевича Гольшанского-Дубровицкого (участника заговора против великого князя Казимира IV Ягеллона, за что был казнен в 1481 году), Александра, Василия, Юрия и Семёна.