«Всё должно быть благопристойно и чинно« (1 Кор. 14, 40).
«В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7, 24).
В момент, когда исполнилось время, открылась миру «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Во всей полноте и многообразии благодатных Даров Святого Духа явилась на земле Христова Невеста — Святая Его Церковь, омытая и убеленная животворной Кровью Спасителя. И «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 13), но в тоже время Богу было угодно, чтобы при всеобщем равенстве членов Церкви пред своим Небесным Отцом все они совершали в Его Церкви различное служение: «Он поставил одних апостолами, других учителями, иных евангелистами, иных пастырями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4, 11-12); «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12, 4-5). Таким образом, явилось на земле Христово священство, служение которого заключается в духовном руководстве народом Божьим и совершении святых церковных таинств, ибо для того, чтобы совершать в Церкви служение, связанное с церковным управлением, необходимы особые Дары Святого Духа, особое призвание, о чем также сказано: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4).
Святые верховные Апостолы Петр и Павел дали священникам Церкви такое наставление: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28); «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5, 1-4). Наставление получила и паства: «Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5, 5-6); «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13, 17). Вот к такой духовной гармонии в союзе любви был призван народ Божий изначально.
Однако не всегда христианам удавалось сохранять эту гармонию, бывали времена, когда при оскудении священства в годы гонений от еретиков или язычников к совершению некоторых церковных таинств необходимость призывала и мирян, поскольку «по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира» (прп. Феодор Студит).
Миряне самостоятельно совершали крещение, сами себя причащали Телом и Кровью Христовой, исповедовали друг другу грехи, проповедовали Слово Божье, решали вопросы церковного управления и устройства, до той поры пока Господь не подавал Церкви мир и безопасность. Тогда все снова возвращалось в рамки церковного закона, и каждый занимал отведенное ему Богом место и совершал определенное ему Духом служение.
Последний раз в истории Церкви время скорби было в годы Советской России, когда священство преследовалось с особой жестокостью, подавляющее большинство христианских общин осталось без пастырей, и было вынуждено самостоятельно устраивать свою жизнь. Впрочем, и священноначалие для церковной пользы благословляло благочестивых мирян на совершение крещения и некоторых других духовных треб, поскольку, если бы не это благословение, то и христианство бы пресеклось во многих местах Руси, по причине полного отсутствия всякой связи с духовенством.
Но благословение это имело силу, как мы уже сказали, лишь во время гонений, по причине крайнего оскудения священства, в настоящее же время количество духовенства вполне удовлетворяет потребностям церковного народа. Все древлеправославные приходы окормляются духовенством, и фактически все христиане имеют возможность удовлетворять свои духовные нужды согласно с церковными правилами, установленными святыми отцами. По этой причине предосудительным в наше время является факт, если какой-либо христианин дерзает, не имея на то благословения, касаться совершения таинства крещения или дерзает исповедовать людей, не имея власти прощать их грехи, или преподает кому-либо Причастие Плоти и Крови, имеющее зачастую и сомнительное происхождение.
Итак, поскольку сейчас для Церкви наступило время мира, то таинство крещения, как и положено правилами, должен совершать епископ или священник, «потому, что никому другому не позволено крестить». [1]
Они же должны совершать и таинство исповеди. О чем святой Ефрем Сирин говорит так: «Без достоуважаемого священства не дается смертным отпущения грехов», ибо лишь «епископам и монашествующим иереям дано право принимать исповедания людей, и разрешать грехи; но и пресвитеры с дозволения епископа принимают помышления людей». [2]
И преподавать христианам божественную Плоть и честную Его Кровь должны лишь священнослужители, о чем прямо говорит 58 правило VI Вселенского Собора: «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественные Тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон». Ученый монах и великий канонист Иоанн Зонара так комментирует это правило: «Священным лицам дано право прикасаться руками к святым тайнам и преподавать оные другим. Кто без необходимости, то есть в присутствии священного лица дерзнет прикасаться к ним и преподавать оные себе, тот показывает, будто он облечен саном священства. А это обличает в нем самомнение. Посему он и наказывается отлучением — дабы смирился, узнал себя, и не брался за то, что выше его».
В этой же связи необходимо сказать несколько слов и о святой Великой Богоявленской воде, которую многие христиане, живущие в отдалении от храма, имеют обычай хранить у себя дома и причащаться ею в случае тяжкой болезни или угрозы смерти. Для многих христиан Богоявленская Вода является огромным духовным утешением. Зная это, составители Древлеправославного календаря на 1995 год, по духу братской любви, сострадая христианам, лишенным церковной службы, поместили в календаре так называемый «Чин разбавления св. Богоявленской воды». Собственно говоря, это то же самое последование освящения воды, что совершается на праздник Богоявления, разве что не читаются священнические молитвы, а в момент, когда должно быть погружение креста, мирянин вместо этого вливает Великую воду (ранее освященную священником) в уготовленный сосуд с обычной водой.
Чин этот не был известен древней Церкви, он вошел в христианский быт по необходимости во времена величайшего оскудения древлеправославного священства при императоре-гонителе Петре I в первой четверти 18 века. Официально он упоминается, например, в Деяниях Ирюмского Собора бывшего в 1723 г. на Урале.
Но если в 18 веке это было оправдано величайшей нуждой, по причине малого количества древлеправославного духовенства, которая ощущалась еще и в 1995 году после большевистских гонений, то в нынешнее время, когда фактически каждый христианин имеет возможность получить духовное окормление у древлеправославного священника, использование чина разбавления Богоявленской воды не только предосудительно, но и греховно, поскольку ныне время не гонений, но мира, а, следовательно, и чины церковные должны исполняться без отступлений от устава так, как заповедовало нам Святое Предание Церкви. Ко всему прочему, чин «Разбавления» предписывает после его совершения использовать получившуюся св. Воду точно так же, как и ту, что освящается священником в праздник Богоявления, но это однозначно несправедливо, поскольку разбавляется не малая, а великая Агиазма, следовательно, окропляя ею предметы быта и свое жилище вплоть до мест нечистых, мы тем самым можем, не желая того стать виновниками попрания святыни. И это еще одна причина, почему не следует употреблять сей чин. Желающему же иметь у себя дома Великую Агиазму, необходимо обращаться к ближайшему древлеправославному священнику и из его рук принимать эту святыню.
При этом необходимо обратить внимание христиан, что, как бы благодатна ни была Великая Богоявленская вода, тем не менее, она никоим образом не может сравниться по святости с причащением Святых и Божественных Христовых Таин Плоти Его и Крови. Ибо если человек, по какой-либо причине лишится в дни жизни своей причастия Великой Агиазмы, то это ни сколь не повредит ему в деле спасения, а если же он не вкусит Плоти Господней и не испиет Крови Его, то лучше было ему и не рождаться, поскольку Сам Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 53-57). Принять же в себя это величайшее из таинств, как и все прочие, можно лишь от рук истинного священника Христова, а посему, братья, необходимо поспешить к сей духовной трапезе, оставив все незаконное, стремясь предочистить себя пока есть день, пока еще мы живы.
И не следует обращаться за духовным окормлением к тем, кто на это служение не имеет права, но дерзко и беззаконно провозглашает себя пастырем, входя к пастве Божьей не дверями, но перелазит инуде, как вор и разбойник, цинично обманывая христиан, хуля и уничижая священников Христовых и обольщая самого себя. О таких предсказано: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет… Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2 Пет.2, 1-12).
Посему да избавит всех нас Господь от злых делателей, и да подаст сил совершать нам в Церкви то служение, к которому каждый из нас призван «для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 12); «дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12, 25). Аминь!
Протоиерей Андрей Марченко.
Статья из древлеправославного журнала «Братство».
____________________________________________________________________________________________
[1] — Толкование блаженного Феодора Вальсамона, патриарха Антиохийского на 49 пр. св. Апостол.
[2] — Его же толкование на 52 пр. св. Апостол.