Девять столетий отделяет нас, живущих в XXI веке, от того времени, когда княжна Предислава выбирала свой жизненный путь. И главный вопрос, который, по свидетельству жития, задавала она себе, был вопрос о смысле жизни: «Чего достигли жившие до нас люди рода нашего? И женились, и выходили замуж, и княжили, но не жили вечно. Жизнь их прошла. Слава их погибла, как прах, хуже паутины. А преподобные жены мужественно пошли вслед за Христом… и имена их написаны на небесах, где они с Ангелами славят Бога».
Княжне было всего двенадцать лет (по разным источникам родилась она в период с 1101 по 1108 год), а она уже понимала, что жизнь обретает высший смысл только в Боге. В то далекое время считалось, что двенадцатилетняя Предислава достигла совершеннолетия. И как повествует житие, «слух о мудрости отроковицы, и о благом учении, и о телесном совершенстве прошел по всем городам. Была она прекрасна лицом: красота юной княжны привлекала к отцу ее многих славных князей, желавших любви ее».
И отец Предиславы, князь Георгий, решил выдать дочь замуж. Узнав об этом, княжна тайно ушла в монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния и жила в полном послушании у игумении. Благодаря самоотверженному подвижничеству инокиня Евфросиния быстро преуспела в духовной жизни. По благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой с 1120 по 1130 год, она покинула монастырь, чтобы подвизаться в маленькой келии, устроенной в стене Полоцкого Софийского собора. Здесь преподобная молилась и переписывала книги в одной из древнейших и богатейших библиотек, которая находилась тогда во Святой Софии.
Город Полоцк был в то время столицей обширнейшего влиятельного княжества Древней Руси. Первое летописное упоминание о Полоцке относится еще к 862 году, но археологи датируют свои находки, свидетельствующие о существовании поселения на этом месте, более ранним периодом (Штыхов Г. В. Города Полоцкой земли (IX–XIII вв.). Минск, 1978. С. 26). В 980 году Великий князь Киевский Владимир, будучи язычником, завоевал Полоцк, истребил представителей местной княжеской династии и принудил дочь полоцкого князя Рогнеду стать одной из его жен. Приняв в 988 году святое крещение, князь Владимир отверг языческие обычаи, в том числе и многобрачие. Он предложил Рогнеде создать семью с одним из своих бояр, но она ответила отказом и удалилась в город Изяславль, (современный Заславль), где основала монастырь, приняв монашество с именем Анастасия. Судя по летописным свидетельствам, Рогнеда стала первой монахиней в восточнославянских пределах.
В 992 году при назначении своих сыновей для управления в уделах князь Владимир отдал Полоцк в удел старшему сыну от Рогнеды – Изяславу. По свидетельству Никоновской летописи, князь Изяслав был благочестивым, глубоковерующим христианином. Ко времени его правления относится учреждение в Полоцке первой епископской кафедры, подобные которой существовали тогда только в Киеве и Новгороде. С образованием Полоцкой епархии святая христианская вера стала распространяться отсюда во все уголки Древней Руси.
При внуке князя Изяслава, Всеславе Брячиславиче, в 1044–1066 годах был возведен в Полоцке величественный собор Святой Софии Премудрости Божией «о семи верхах… на мысу, образуемом слиянием рек Двины и Полоты, на высоком холме с крутыми обрывистыми берегами» (Кайгородов Н. Полотск и его церковно-исторические древности // Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 1914. № 2. С. 8). Строительство третьего на Руси (после Киева и Новгорода) Софийского собора явилось следствием экономического и духовного роста Полоцкого княжества в XI веке. Образцом для Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке была блистательная София Константинопольская.
В маленькой келии, устроенной в храме Святой Софии, проводила тихую монашескую жизнь внучка князя Всеслава. В то время Полоцкой епархией управлял святитель Илия. Общение с этим святым человеком, чтение и переписывание душеполезных книг, подвижническая жизнь в молитве и посте помогали инокине Евфросинии возрастать духовно. И все это было подготовкой к тому, чтобы над ней совершился особый Промысл Божий. Житие повествует, что однажды, когда преподобная прилегла отдохнуть после долгого стояния на молитве, в легком сне она увидела, будто «…взял ее Ангел и повел туда, где была церковка Святого Спаса, метохия [подворье] Святой Софии, что зовется в народе Сельцо. И тут показал ей Ангел Господень, говоря: “Евфросиния! Здесь тебе подобает быть». Это видение повторилось трижды. В ту же самую ночь Ангел явился и Полоцкому епископу Илии (преемнику святителя Мины) и повелел: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного».
После этого видения епископ Илия отдал Сельцо преподобной Евфросинии «в вечное пользование» для устроения девичьего монастыря. [В то время на Сельце находился храм-усыпальница, где погребали полоцких епископов.] Так, по свидетельству жития, было положено начало Спасской обители. Произошло это, как предполагают историки, около 1125 года. Святой Евфросинии было тогда чуть более двадцати лет.
Весть о праведном, благодатном житии блаженной распространилась по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться и девицы знатного рода, и простолюдинки. Преподобная принимала их с радостью и прилежно учила спасению души. Также она обучала их Священному Писанию и грамоте. Прилагая особое попечение о духовном устроении вверенного ей Господом стада, игумения Евфросиния в то же время заботилась и о внешнем благоустройстве своей обители. Она построила каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся в обители до наших дней. В нем для преподобной Евфросинии была устроена маленькая келия. В Спасский храм в 1161 году «на вечное хранение» был принесен воздвизальный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского.
Около 1155 года неподалеку от Спасской обители усердием преподобной Евфросинии была построена Богородицкая церковь и при ней основан мужской монастырь. В эту обитель по просьбе преподобной был доставлен из Царьграда чудотворный образ Одигитрии Эфесской, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.
Многое успела сделать святая для своих монастырей и родного края. А главное, видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, она «радовалась им, как своему спасению», и неустанно заботилась о вверенных ей душах. Около пятидесяти лет преподобная Евфросиния управляла Спасской обителью. Достигнув преклонных лет и провидя свою близкую кончину, она пожелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя. Скорбя о предстоящей разлуке, проститься с ней пришли не только сестры обители, но и многие горожане. «Старые оплакивали ее, словно дочь, говоря: “Увы нам, ты – водительница старости нашей, просвещение душ наших, опора немощи нашей”. Молодые же говорили: “Куда ты заходишь, свет очей наших? Кто укрепит нашу юность, воздержание юности нашей! Не оставляй нас сирых и в молитвах своих не забывай нас!”» Преподобная же отвечала: «Не оставить хочу вас, но помолиться о вас на месте страданий и преславного воскресения Христа Спаса моего».
В 1173 году по благословению Полоцкого епископа Дионисия блаженная Евфросиния покинула Полоцк. Совершив многотрудное путешествие, она достигла Святой Земли. Трижды сподобилась святая игумения поклониться Живоносному Гробу Господню, но потом «впала в недуг и начала болеть». 23 мая (по новому стилю – 5 июня) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, преподобная Евфросиния закончила свой земной путь. Она перешла в вечность, откуда продолжает свидетельствовать о том, что только в Боге жизнь человека обретает высший вечный смысл. Вся последующая история прославления преподобной и почитания ее святых мощей подтверждает непреложную истину того, что праведники вовеки живут, и в Господе мзда [награда] их (Прем. 5, 15).
Святая княжна Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иеросалима, при паперти церкви Пресвятой Богородицы. Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иеросалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой княжны и перевезли их в Киево-Печерскую Лавру, где они почивали более семи веков, источая множество чудес.
Почти сразу после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Здесь были составлены житие и служба угоднице Божией, в ее келии на хорах Спасской церкви написано первое изображение игумении Евфросинии, сохранившееся до наших дней. Но вплоть до первой половины XVI столетия почитание святой княжны не выходило за пределы Полоцкой земли. Затем святитель Макарий Московский включил ее житие в Великие Четьи-Минеи, а в 1561 году оно было помещено в Степенную книгу.
Полоцкую землю, а с ней и Спасский монастырь ждали многовековые тяжелые испытания, но преподобная Евфросиния духом всегда присутствовала на этой земле, оказывая ей помощь. Свидетельством этого незримого, но ощутимого присутствия стал построенный преподобной Спасский храм, выстоявший в таких исторических бурях, когда уцелеть, казалось, было невозможно…