В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели.
Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще. В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие.
Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу. Повесть о том святого Макария Великого.
Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу. Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.
Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек — разрешаются прегрешения, если праведен — большую мзду приемлет.
—
Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу