Нет ни одной книги во всем мире, о которой столько говорилось бы и писалось, как о Евангелии. Можно без преувеличения сказать, что все написанное о Евангелиях не поместится в комнате средних размеров. Если же собрать все повествования евангелистов о жизни, учении и смерти Исуса Христа, то все это уберется на нескольких десятках страниц. И что же существенного сказали об этой маленькой Книжечке большие и малые умы человечества, написавшие десятки и сотни ученых томов?
Много-ли прибавила к Евангелию, расширила и углубила его человеческая мудрость, в течении двух тысячелетий внимательно и углубленно всматривающаяся в учение Христа, подчас ожесточенно и страстно критикуя его?
Евангельское Слово, как благодатное, живительное солнце подымается над окруженной мраком землей и своим ослепительным светом заливает все ночные фонари, созданные упорным трудом ее обитателей. Земные мудрецы после многовековой напряженной работы мысли не только не прибавили ничего нового к словам Божественного Учителя, но до сих пор не смогли даже вместить в себя этих слов и понять весь их сокровенный смысл.
Воистину «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1, 27). Те же идеалы, которыми вдохновляется большинство современного человечества, отрешившегося от религиозного начала, все чаяния свободной и правдивой жизни, согретой братской любовью — все это, несомненно, христианского происхождения, но только оторванное от единственного живительного источника — Христа, оказывается призрачным, обречено на безсилие. Человеческому уму, пытающемуся построить личную и общественную жизнь на началах рациональной философии и натуралистической науки, нечем гордиться: выше евангельского идеала жизни быть не может, освободить же людей окончательно от рабства и соединить любовью, а не насилием может только Церковь Христова.
Евангелие тем отличается от всех книг, что оно всегда современно и в равной степени всем доступно: и великие светильники человеческого разума, и простые некультурные дикари во все времена одинаково черпают из него внутреннюю силу, равно озаряются и согреваются его благодатными лучами.
Воистину это — вечная книга.
Евангельские истины постигаются не сразу — оне воспринимаются не столько разсудком, сколько внутренним духовным оком, и более совершенное уразумение, познание тайны Бога и Христа обусловливается чистотою сердца.
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Поэтому-то и скрыто бывает от мудрецов то, что постигают младенцы.
Евангелие с благой, радостной вестью идет к каждому человеку, несет спасение всему миру. Эту добрую весть во всей ее глубине и безмерной важности может понять лишь тот, кто сознал всю безысходность, трагичность своего бытия, кто томится, скованный по рукам и ногам крепкими оковами греха, и жаждет иной, свободной, чистой жизни, кто неудержимо рвется к свету из окружающей тьмы жизненных противоречий, стремится к истине, добру и красоте, нуждается в душевном мире и отчей любви. Христос Своим искуплением и спасением восстановил человеческую природу, поврежденную грехопадением. Явление в мир Христа сделало человека абсолютно ценным и дало ему безконечно высокую цель — быть совершенным, как Отец Небесный совершен. Самое ужасное зло жизни — смерть, делающая личную и общественную жизнь безсмысленной и глубоко трагичной, фактически побеждено.
Теперь, после воскресения Христа, смерти не существует вовсе, — конечно, не в смысле эмпирическом, внешнем, а в смысле внутреннем, единственно важном для христианина.
Евангельская весть особенно радостна для тех, кто захлебывается в греховной жизни, чувствует полное безсилие в борьбе с порабощающей силой зла и с отчаянной мольбой ищет помощи. Для спасения таких грешных, блудных сынов Своих прежде всего и приходил на землю Исус Христос — «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4, 18). Только эта Христова свобода от греховно-материального начала по-истине безконечно дорога человеку, ибо все политические и социально-экономические свободы в конечном итоге призрачны: человек без Бога всегда останется рабом своих страстей греха и смерти.
«Я — путь, истина и жизнь… Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 14, 6; 8, 12).Никогда до Христа и после Него человечество не слышало подобных слов. Эти великие слова, этот призыв Господа к свету являются тем спасительным, ярко-блестящим маяком, на который выходят заблудившиеся, честно ищущие просвета люди. Христианство впервые озарило мир незаходящими лучами любви. Земная жизнь Спасителя, Его голгофские страдания и смерть показали человеку, что он имеет безмерно любящего Отца (Христа), готового в каждое мгновение помочь ему, взять всю тяжесть жизни на Себя и дать душевный мир и радость.
Не только каждая отдельная душа в откровении Христовом получает добрую весть о спасении и о высшем назначении человека, но и весь мир, весь исторический процесс в христианстве приобретает глубокий смысл — раскрывает идею Богочеловечества.
Христос соединил земное с небесным, человека с Богом, творение с Творцом. В этом соединении заложена божественная гармония материи и духа. И как в личности Богочеловека достигнуто должное отношение между Божеством и природой в человечестве, так и в человеческом роде должно быть совершенное соединение Божества и человечества, одухотворение плоти и совершенное воплощение Духа во всей его жизни. Все сферы жизни и деятельности человечества должны быть приведены к богочеловеческому согласному единству.
Из всего сказанного до некоторой степени ясно, с какой доброй и радостной вестью Евангелие вошло в мир и чем оно должно быть для всех, сознательно верующих в Христову истину. Помимо вести о спасении людей от греха, проклятия и смерти Сыном Божиим, в Евангелии человек узнает и об условиях своего спасения.
Человек может и должен спастись свободно, без всякого принуждения и внешнего авторитета, полюбив Распятого, увидев в Нем своего Бога.
«Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6, 29). Эта вера требует прямого участия человеческой воли. В силу того, что весь мир во зле лежит, нет добра и в самом человеке, внутреннее слияние с Христом обусловлено самоотвержением человеческой воли и свободным подчинением ее Божеству. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (Мф. 6, 10). Воля Божия познается из Его Слова и открывается душе человека особенно в моменты высшего духовного подъема; совесть же, являясь направителем правдивой, должной жизни, только в откровении Христовом — Евангелии получает наибольшую чуткость и скорее может предостеречь человека от нарушения путей Божиих, Его святой воли.
Один из современных писателей на религиозные темы предлагает проверять совесть таким образом: «Стоит только перед тем, как решаться на какой-нибудь поступок, имеющий значение для личной и общественной жизни, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться в нем и спросить себя: мог-ли бы Он совершить этот поступок, или — другими словами —одобрит Он его или нет, благословит меня или нет на его совершение? Предлагаю эту проверку всем, — она не обманет. Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, вообразите Его себе живым, каким Он и есть, и возложите на Него все бремя ваших сомнений. Он уже заранее согласился принять и это бремя со всеми другими, не для того, конечно, чтобы развязать вам руки на всякую мерзость, а для того, чтобы вы, обратившись к Нему и оперевшись на Него, могли удержаться от зла и стать в этом сомнительном деле проводниками Его несомненной правды».
Но ведь образ Христа во всей его кристальной чистоте, во всем ослепительном свете опять познается из Евангелия. Таким образом Евангелие должно быть краеугольным камнем для всех верующих.
Но с глубоким прискорбием приходится заметить, что громадное большинство именующих себя христианами не знает Слова Божия и совсем не читает Его. Некоторые не читают Евангелия просто потому, что будто бы знают его хорошо и могут даже многие места оттуда привести наизусть. Но такое знание бывает обыкновенно поверхностным, внешним; — знают букву, а не дух. Христова истина постигается медленным путем и больше сердцем, чем головой; она постепенно раскрывается душе человека по мере его духовного роста.
Поэтому каким скрытым неверием веет от тех, кто подменяет живой дух Христов мертвой буквой. Оттого и жизнь принявших внешним образом Христа остается непросветленной и бездейственной. Они забывают, что принятие Христа налагает на них высокую обязанность — служить Богу и ближним, а не мамоне и своему «я».
Принявшие внутрь себя Христа должны каждый день читать Слово Божие. Подобно тому как наше тело — физическая сторона нашего существа, требует ежедневного питания, так и душа — духовное начало, может быть в большей мере нуждается в пище и питии. Такой потребности духа может удовлетворить только Евангелие. «Я есть хлеб жизни, — говорит Христос, — приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35).
Евангельское духовное начало должно входить в жизнь, как руководящая сила. Дух Христов должен воздействовать на всю жизнь человека, от первого крика ребенка до последнего вздоха умирающего, проникая и перерождая этим животворящим духом все формы и отношения личные.
Читайте ежедневно Евангелие!
Чтению этому лучше посвящать первую часть дня, особенно утро, когда Господь дает нам новый день; в это время душа особенно чутка к духовному восприятию и самоуглублению, ибо заботы и впечатления дня не успеют еще ее обременить.
С молитвы начинается всякая подлинная религиозная жизнь и с молитвы, с молитвенного самоотречения и благоговения должно начинать ежедневное чтение Евангелия.
В заключение несколько слов тем, кто не видит в Евангелии Божественной Истины, смущается его сверхприродным, чудесным элементом, но честно ищет правых путей и истины. Прежде всего, конечно, необходимо самое серьезное и непредубежденное изучение Евангелия, ибо наша интеллигенция за немногими исключениями совершенно не знает Нового Завета. При изучении евангельской истории те факты, которые не укладываются в сознании человека, следует на время отстранить, и ясно и определенно поставить себе вопрос: хочу ли я всецело стать на сторону добра и истины, чего бы мне лично это ни стоило, или же я стремлюсь к высшей правде и добру постольку, поскольку это согласуется с моими личными выгодами и взглядами. Если первое желание руководит человеком, желание полного и цельного слияния с Добром, то при молитвенном обращении к Творцу все непонятные места в Евангелии отпадут сами собой, и человек увидит в нем незаходящие лучи Божественного Света. Залогом этого служат следующие слова Спасителя: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7, 17).
Статья взята из журнала «Старообрядцы» № 4, 5 и 6 (апрель, май и июнь 1908 г.).