Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, о том, в чём мы должны полагать основание своего благополучия. Вот, Господь сказал притчу о том, что у одного богатого человека случился бесподобный урожай, и, вот, он с удовлетворением и радостью, глядя на обильные плоды, которые принесла его земная деятельность, говорит сам себе: «Вот, здорово! Сделаю хранилища, старые амбары все разрушу, новые построю и засыплю всё моим урожаем, и скажу своей душе: душа моя, заготовлено у тебя благ на многая лета, ешь, пей, веселись».
И, вот, Господь обличил такое устроение человека как неправильное, ибо для того человека прозвучал глас свыше: «Несчастный безумец, в эту ночь ты умрешь. И кому же достанется то, что ты заготовил?» Слово Божие исполняется… Раз сказал Господь, то всё ‒ до свидания! И кому нужны все эти запасы? И Христос подытоживает кратко: «Так бывает со всяким, кто ищет богатство для себя, а не в Бога богатеет».
В чём же тогда полагать упование? Что значит богатеть в Бога? Вот, здесь нам предлежит рассмотрение четырех ступеней, из которых три упования ложные, причём первые два ‒ более очевидные. И только четвёртое упование является правильным и истинным. Но первые два довольно очевидны, о которых я вам хочу рассказать.
Первое упование ‒ это когда человек запасает земные блага для того, чтобы употребить их для своего плотолюбия и сластолюбия, для удовлетворения земных потребностей. Это выражается в словах того богатого человека, у которого уродилась нива: «Душа, ешь, пей, веселись». То есть, даже если бы он сказал себе: «Вот, много у тебя богатств, итак, твори милостыню, допустим, а не «ешь, пей, веселись». Первое, так сказать, неправильное устроение: люди запасают себе какие-то земные основания. Это необязательно накопления каких-то больших средств на счету в банке, не у всякого есть такая возможность. Но люди могут, допустим, полагать очень много сил для того, чтобы заработать себе хорошую пенсию. Понимаете? Хотя у них там большие счета, но ПЕНСИЮ большую заработать! И на это надеются, и в этом полагают как бы основу своего земного благополучия. Первое неправильное направление: запасать земное и в нём полагать упование для того, чтобы использовать для своего плотолюбия, для своих удовольствий или сластолюбия.
Второе неправильное направление связано с тем, когда люди запасают земные упования для себя, но при этом делают это бескорыстно, с какой-то точки зрения. Допустим, сколько родителей, тех же мам, бьются, чтобы обеспечить что-то для своих чад, при этом они и вкалывают, и вкалывают, и вкалывают день и ночь. При этом сами абсолютно не сластолюбствуют и особого удовольствия в жизни не видят, но именно в созидании каких-то земных пенсий, стяжаний, квартир и т.д. полагают благополучие для своих детей, может быть и для себя, но при этом живут аскетически. Есть примеры богачей в истории, которые отличались удивительной скупостью даже по отношению к самим себе, даже самих себя лишали, накапливая всё вокруг. Это второе направление: лже-бескорыстное, так сказать, в деле стяжания.
Третье, уже более тонкое, неправильное направление деятельности и полагание упования, которое уже связано с пониманием слов Господа «как богатеть в Бога». Это когда мы понимаем, что надо в Бога богатеть и стяжавать начинаем уже духовные богатства. Как это понимать? Стяжание благодати, стяжание добродетели. Вот, оказывается, здесь тоже есть ловушка, потому что, если мы стяжаваем добродетели, живём аскетично, но уповаем на них, в них полагаем свое упование, здесь это тоже не совсем правильное направление, потому что мы не должны уповать на свою праведность. Откуда мы знаем, какое её качество, этой праведности? Это тоже неправильное упование, потому что мы ж не знаем, насколько добрые дела перед Богом добрые. Вот, когда преподобный Сисой умирал, он находился в постоянной молитве, в постоянном страхе. И его ученики спрашивали: Отче, но ты-то чего боишься? Ты же прожил свято… Он отвечал: «Братья, я подвизался по силе моей. Но откуда я знаю, будет ли мой подвиг угоден Богу? И поэтому смиряюсь, уповаю только на милость Божию».
Видите? Нельзя уповать даже на свои духовные богатства, которые мы стяжали. Понимаете? На что же можно тогда уповать? Как же понять: «так бывает со всяким, кто собирает богатство для себя, а не в Бога богатеет»? В Бога богатеть ‒ это значит стяжавать духовные сокровища добродетелей в своей душе, но при этом не полагаться на них, на свое духовное сокровище, а уповать только на милость Божию. Потому что, повторяю, мы не знаем качество нашей добродетели. Враг настолько хитер, он может настолько нас обмануть, подбросить какие-то такие тонкие тщеславные стимулы, которые мы можем даже не различить. И мы можем очень большую работу провести над собиранием духовных сокровищ, и при этом попасться, допустим, на тонком тщеславии. И это тонкое тщеславие выест изнутри всё наше сокровище, как красивое румяное яблоко изнутри выел червь. Понимаете? И потом разломится на Страшном Суде это яблоко, ‒ а внутри гниль. Ужас!… Но и добродетели же надо стяжавать! Да, надо стяжавать добродетели, бороться за стяжание духовного богатства, собирать его, но при этом уповать не на него, а только на милость Божию, понимая, что вот это собирание духовного богатства является перед Богом, как бы, подтверждением нашей веры и упованием на его милосердие; что мы исполняем его заповеди, стремимся угодить Ему, но при этом не полагаемся на доброкачественность всех наших дел, а уповаем все равно только на Его милость. Вот такое упование, только такие основы, которые мы полагаем для дела нашего спасения, будут правильные. Аминь.