С 24 по 26 мая 2024 г. в Покровском кафедральном соборе Москвы проходил Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви, в котором приняли участие и клирики из Беларуси: протоиерей Леонид Пляц, свящ. Сергий Зиновьев, диаконы Георгий и Владислав, и др.
В Неделю 4 по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Александр возглавил Божественную Литургию в Покровском кафедральном соборе. Его Святейшеству сослужили делегаты Освященного Собора.
ДЕЯНИЯ ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, СОСТОЯВШЕГОСЯ 11-13 (24-26 Н.СТ.) МАЯ 2024 ГОДА
11-13 (24-26 н.ст.) мая 2024 года в богоспасаемом граде Москва в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви.
Преосвященные Владыки, которые по болезни не смогли лично участвовать в трудах Собора, поручили представлять вверенные им Епархии своим представителям. Преосвященного Савина, Митрополита Нижневолжского по его благословению представлял на Соборе протоиерей Александр Филиппских. Преосвященного Иакова, Епископа Сионского и Западноевропейского по его благословению представлял на Соборе священноиерей Михаил Степанов.
ПОВЕСТКА СОБОРА
1) Столетний юбилей судьбоносного для Древлеправославной Церкви Московского Собора 1924 года;
2) Канонизация святых Древлеправославной Церкви;
3) Двусторонние богословские диалоги Русской Древлеправославной Церкви, миссионерская и просветительская деятельность;
4) Рассмотрение различных церковно-канонических вопросов, вопросов богослужебной и пастырской практики;
5) Доклады с мест.
Открывая Освященный Собор, Святейший Патриарх обратился к присутствующим с приветственным словом, в котором вкратце рассказал о знаменательном событии, свершившимся в нашей Церкви ровно сто лет назад. В частности Владыка отметил: «Я не могу передать ту радость, да и все ныне живущие на земле люди не могут прочувствовать той духовной радости, которую ощущали наши предки в те дни. Чуть ли не триста лет Церковь Древлеправославная испытывала духовный голод, притесняемая Синодальной церковью. Нам трудно это осознать и прочувствовать, потому что мы такой духовный голод сейчас не испытываем. Священников некоторые наши христиане не видели годами. В Церкви их было крайне мало. Один-два на огромный регион. Поэтому, когда присоединился к Церкви Владыка Никола и начал рукополагать священнослужителей, это было для всех наших христиан невообразимым счастьем, омытым множеством слез. И все наши священнослужители были мужественными исповедниками. Они соглашались послужить Церкви в страшные времена безбожных гонений. Когда многие из них, подобно бабочкам однодневкам, сегодня принимали рукоположение, а завтра их уже арестовывали и предавали смерти. Слава Богу, что сейчас мы живем в другие времена. Богу молимся и за них, и за себя, и за всех людей. Церковь ширится, любовь множится, Господь руководит. Так есть, так, надеемся, и будет».
СОБОРНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Вопрос 1-й
Вниманию участников Собора был предложен пространный доклад о периоде церковного вдовства: падении епископского чина в Церкви Христовой, многолетних скорбях и неусыпных трудах наших предков по приисканию единомысленных архиереев и торжестве восстановления в Древлеправославной Церкви епископского чина. Докладчик, протопоп Андрей Марченко, особо остановился на событиях столетней давности, когда собравшийся в мае 1924 года Собор развеял все клеветнические обвинения, возводимые на Архиепископа Николу, тожественно провозгласил епископский чин в Церкви восстановленным, а Владыку Николу объявил Предстоятелем Древлеправославной Церкви. Судьбоносность, значимость для Церкви этого великого события невозможно выразить словами, а память о нем будет в род и род.
Вопрос 2-й
Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви на основании материалов, представленных комиссией по канонизации, торжественно определил благословить общецерковное почитание древлеправославных священнослужителей, принявших от Господа неувядаемый славы венец за мученический и исповеднический подвиг в годы советских гонений на веру Христову:
1) Священномученика Филарета, Епископа Семипалатинскаго и Свердловскаго (+1937). День памяти 15(28) декабря;
2) Священномученика Феодора, Епископа Курскаго и Западныя области (+1937). День памяти 20 августа (2 сентября н.с.);
3) Священномученика Мелетия, Епископа Городецкаго (+1937). День памяти 19 октября (1 ноября н.с.);
4) Священномученика Григория, Епископа Городецкаго (+1937). День памяти 1 (14) декабря;
5) Священномученика Феодора, протопопа Имеретинскаго (Феодора Степановича Махонина, +1930). День памяти 28 ноября (11 декабря н.с.);
6) Священномученика Феодота, протопопа Поповскаго (Феодота Ермолаевича Куличкова, +1937). День памяти 7 (20) ноября;
7) Священномученика Василия, иерея Хвалынскаго (Василия Юдовича Царева, +1918). День памяти — вторая неделя Великого поста;
8) Священномученика Симеона, иерея Ново-Каменскаго (Симеона Филипповича Антонова, +1930). День памяти 23 февраля (8 марта н.с.);
9) Св. исповедника Флора, иерея Кривицко-Будскаго (Фрола Кузьмича Шатохина, +1934). День памяти 9 (22) июля;
10) Священномученика Максима, иерея Ново-Каменскаго (Максима Климентьевича Коркина, +1937). День памяти 14 (27) сентября;
11) Священномученика Викулу, иерея Койнавскаго (Викула Игнатьевича Анюшина, +1937). День памяти 8 (21) октября.
Освященный Собор благословляет составление церковных служб и житий соборно прославленным угодникам Божиим, написание их святых икон.
Вопрос 3-й
Собор заслушал доклады сотрудников Миссионерского отдела о контактах с различными христианскими религиозными группами и общинами, которые выразили свое желание присоединиться к Русской Древлеправославной Церкви.
Также перед участниками Собора выступили священнослужители, представляющие уже присоединившиеся к Церкви общины. Отцы настоятели рассказали о положении дел в этих общинах, о продолжающемся процессе интеграции их духовных чад в жизнь Древлеправославной Церкви; о некоторых возникающих при этой интеграции сложностях и о том, как эти сложности преодолеваются.
Освященный Собор воздал благодарение Богу за то, что Тот открыл Церкви широкую дверь для проповеди. Также участники Собора с христианской любовью приветствовали всех новых братьев-сослужителей и в их лице вверенную им Богом паству.
Далее участники Собора обсудили и продолжающийся диалог со старостильными христианами. В частности был заслушан доклад о контактах Миссионерского отдела со старостильниками, относящимися к матфеевскому Синоду «Пяти митрополитов». О спектре богословских, канонических и церковно-исторических вопросов, к которым был проявлен интерес со стороны старостильных христиан. В частности, помимо традиционного круга вопросов, их интересует отношение Русской Древлеправославной Церкви к использованию в церковном обиходе богословско-дидактических (символических) икон; отношение к проблеме так называемого имяславия и к одноименному религиозно-мистическому движению в новообрядческой среде; к падению монархического строя в России и к коммунистической идеологии. Имеется среди них вопрос о мотивах и процедуре восстановления в Русской Церкви Патриаршества в 2002 году.
Собор одобрил деятельность Миссионерского отдела в этом направлении, и высказал пожелание и надежду, что данные контакты в ближайшее время оформятся в полноценный богословский диалог.
Также Собор поручил богословско-канонической комиссии подготовить ответы на все интересующие старостильных христиан вопросы. Особое внимание уделить разъяснению позиции Древлеправославной Церкви по отношению к реформаторской деятельности патриарха Никона и последовавшему вследствие этой деятельности церковному расколу.
В связи с этим Собор также поручил богословско-канонической комиссии, в дополнение к Уведомлению о заблуждениях Большого Московского собора 1666-67 гг. (док. Утвержден Собором 2015 г.), подготовить для соборного рассмотрения аналогичный документ и в отношении Никоновского собора 1656 года, на котором был заложен фундамент последующей церковной реформации.
К соборному обсуждению были предложены различные вопросы, прежде всего, относящиеся к пастырскому служению на приходах. По всем этим вопросам были сделаны необходимые разъяснения.
В частности, Собор обращает внимание священнослужителей и мирян на то, что таинство Елеосвящения (Соборование) не должно совершаться над здоровым человеком, как бы «на всякий случай», а тем более его нельзя совершать для обхода правил о епитимьях, пытаясь незаконным образом приобщить Святым Христовым Тайнам отлученного от них человека. В чине Елеосвящения об этом прямо сказано, что данное таинство не может само по себе освободить человека от наложенных на него церковных прещений. И если заболевший человек, получивший при таинстве Соборования Святое Причастие, выздоровеет, то по отношению к нему продолжит действовать любое церковное прещение, если таковое было наложено на него ранее. Никакое лукавство или обман совершенно недопустимы при совершении святых церковных таинств.
В числе предложенных к обсуждению богословских проблем было и развитие в мире генетических технологий, призванных, якобы, улучшить сотворенную Богом человеческую природу. Древлеправославная Церковь в 2012 году соборно изложила свое отношение к использованию христианами методов вспомогательных репродуктивных технологий, а так же медицинских средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ). Однако за прошедшие годы человеческая гордыня и безверие развили меру вмешательства в богоподобную человеческую природу до немыслимых ранее масштабов. Так, например, по имеющейся информации, возможности вмешательства в ДНК человека уже позволяют «создавать» людей с заданными характеристиками. Собор поручил богословско-канонической комиссии подготовить материалы, наиболее полно раскрывающие данный вопрос, чтобы Собор имел возможность дать богословскую оценку новейшим методам медицинских технологий и духовным последствиям их применения для человеческой природы как таковой.
Далее были заслушаны доклады с мест, после чего Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви окончил свою работу.
Град Москва.
Лета 7532-го мая месяца 13-го дня.
Неделя четвертая по Пасце, о расслабленном.