Праздник церковного Новолетия установлен свв. отцами I Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета» (стихера на стиховне), и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной его является читаемое за Литургией Евангелие (Лк. 4, 16—22). Оно рассказывает о начале проповеди Исуса Христа после Его Крещения и искушения от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1—8 сентября. В церковном Уставе, и в богослужении вообще, нет случайных совпадений, лишенных духовного смысла. Св. Церковь от пришедших в дом Божий ожидает, что они насытятся Божественной пищи, которую Господь явил, «глаголя иудеом в суботах» (песнь 3-я канона), и не уйдут от духовной трапезы алчущими. В Евангелии мы слышим Спасителя, и нам проповедующего наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Исус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета. Нынешний праздник — начало пути нашего спасения, благоприятный день вступления в духовный завет (союз) с Богом, чтобы следовать Его призыву: идти евангельским путем, ведущим в жизнь вечную.