В самом центре Гомеля есть гора, где находится древлеправославное кладбище.
В нашем городе все еще сохранилось множество мест, являющихся уголками живой истории. Свои тайны хранят и древние могилы.
Похоже, что о существовании кладбища на улице Энгельса знают также далеко не все. Как, впрочем, и не каждый житель областного центра с ходу вспомнит, где такая улица находится. Сообщаем: улица Энгельса расположена в районе, ныне известном как Монастырек, хотя собственно историческое предместье Монастырек находилось дальше, в низине. Это же место было известно у гомельчан как «Басова гора».
Почему эта возвышенность получила такое название? По местной легенде, еще в начале XIX века землю на этом месте, принадлежавшем Паскевичам, купил государственный крестьянин Шевцов, переселенец из Ветки. Уличное прозвище его было Басов. Доктор же филологических наук Александр Рогалев сообщает, что слово «басый», «баской» в старом русском языке означало «красивый», «красный». По его версии, это была гомельская «Красная гора».
К слову, именно благодаря гонениям кладбища в жизни староверческих общин играли особую роль. Поскольку легально их церкви существовать не могли, древлеправославные организовывались вокруг мест захоронений, собирая как бы для ухода за ними порой огромные суммы, и создавали советы по управлению этими общественными капиталами. На кладбище на Басовой горе староверы всех согласий со всего Гомеля хоронили своих умерших.
У самой улицы Энгельса стоит два памятника: восьмиконечный старообрядческий крест из черного камня и рядом с ним — постамент другого надгробия, из камня красного. Старожилы рассказывают, что ранее над ним возвышался белый каменный крест, с еще одним вызолоченным крестом внутри. Но некие вандалы его сломали (в 90-е). Могила обнесена кованной оградкой.
Под черным крестом похоронен купец-старовер Савва Тимофеевич Дрыбинцев, почетный гражданин Гомеля, скончавшийся в 1911 году на 70-м году жизни. Рядом с ним, под красным надгробием, покоится его жена Пелагея Андреевна, умершая в 1908 году. Из эпитафии на могиле супруги следует, что вместе они прожили 45 лет и 10 месяцев.
Семья Дрыбинцевых была одной из самых влиятельных в Гомеле. Сын похороненного здесь купца Василий Савич Дрыбинцев, владелец дома в Спасовой слободе, был депутатом IV Государственной Думы от Гомеля и партии октябристов, являлся заместителем председателя думской финансовой комиссии. Он не был дворянином, но имел земельных владений 4 200 десятин — больше, чем все остальные депутаты от Могилевской губернии, потомственные помещики. Крупное имение семьи Дрыбинцевых было и в Рогачевском уезде. А еще Дрыбинцев торговал лесом и зерном и являлся мировым судьей Гомельского уезда. Гомельский особняк Дрыбинцевых был на улице Фельдмаршальской (ныне – Пролетарской, 20), он сохранился до наших дней, но ныне приватизирован другим предпринимателем, с частичным изменением элементов внешнего декора.
Сегодня бывшее кладбище представляет из себя фактический сквер, где растут старые дубы. Кроме описанных захоронений, в нескольких местах также встречаются полуразрушенные могильные плиты и камни, и еще – несколько земляных могилок. Они разбросаны в разных местах по пустырю. Как говорит местная жительница, раньше каждую Радуницу на бывшее кладбище на Басовой горе приходило множество народа, «почти под каждое дерево». Люди еще помнили места захоронений своих родственников и поминали их. Сегодня же – уже почти никто не приходит.
Тем не менее, место этого кладбища интересно тем, что оно по большей части не застроено и даже сохранило отдельные захоронения. Это является почти уникальным случаем для Гомеля, где бывшие кладбища в центре города начали застраивать домами еще задолго до революции. Сыграло ли в случае с кладбищем на Басовой горе свою роль ранее столь истово соблюдаемые традиции «староверов»? В определенной мере да. В архивах сохранилось письмо из оперативного сектора Гомельского ГПУ в горком партии и Гомельский Совет рабочих депутатов, датированное июлем 1931 года. К началу 1930-х годов кладбище на Басовой горе было закрыто и горсоветом было принято постановление о его отводе под застройку. Однако староверы четырех церквей, продолжавших действовать в Гомеле, собрали триста подписей под обращением против этого. Они же апеллировали к советскому законодательству – в сборнике по отделению церкви от государства они нашли постановление правительства о том, что кладбища разрешается застраивать только после 45 лет после закрытия. В связи с этими протестами жителей или по иной причине, но кладбище на Басовой горе застройки действительно избежало.
Согласно последнему Генплану, территория бывшего кладбища на Басовой горе отнесена к зоне озеленения общего пользования и застройке не подлежит. Местные жители своими силами стараются поддерживать на этом месте чистоту и порядок.
Так как на кладбище похоронены староверы разных согласий, нас в первую очередь интересуют чада РДЦ. Среди погребенных здесь сохранилось захоронение Саввы Тимофеевича и Пелагеи Андреевны Дрыбинцевых. Имя Дрыбинцова увековечили в истории нашей Церкви протоколы I, II и III съездов древлеправославных христиан в Нижнем Новгороде. Согласно этим документам, датированным 1908, 1909 и 1910 годами, Савва Тимофеевич входил в Совет Всероссийского Братства: отстаивал «наверху» интересы староверов из народа.
Сын Саввы Дрыбинцова Василий продолжил дело отца — был и народным депутатом, и мировым судьей (о нем достаточно информации в интернете). Мраморный памятник отцу на могиле установил именно Василий.
Справка:
В период с 1908 по 1917 г. прошло пять всероссийских съездов старообрядцев. Первые три съезда состоялись в Нижнем Новгороде: I съезд— 15-19 мая 1908 г., II съезд— 10-15 мая 1909 г., III съезд 12-15 мая 1910 г. IV съезд состоялся 20-23 мая 1912 г. в г. Вольске Саратовской губернии, V съезд — 16-18 июля 1917 г. в Москве.
На I съезде в Совет Всероссийского Старообрядческого Братства от г. Гомеля Могилевской губернии были избраны Савва Тимофеевич Дрыбинцев и Марк Андреевич Савостьянов (место захоронения и время кончины пока не известно). На II съезде от Могилевской губернии присутствовало три представителя, а С.Т. Дрыбинцев избран в число товарищей председателя съезда. На последующем III съезде С.Т. Дрыбинцев вновь избирался членом Совета Всероссийского Старообрядческого Братства. На V съезде в Совет Всероссийского Старообрядческого Союза всех согласий от Могилевской губернии избран Василий Савич Дрыбинцев, который был также намечен кандидатом во Всероссийское Учредительное собрание.
Василий Савич Дрыбинцев
Дом Саввы Тимофеевича Дрыбинцева на улице Пролетарской, 20 (ранее Фельдмаршальской)