Не обязательно глубоко исследовать окружающий нас мир, чтобы понять, что он катится по наклонной, стремительно разлагаясь. Сколько бы ни говорили о благах цивилизации и их полезности для человечества, очевидно, что как раз цивилизация и способствует разложению, уничтожая природу, созданную Богом для человека, и вытесняя самого человека. Из всего Писания вытекает так называемый принцип разложения, или, выражаясь научным языком, принцип энтропии.
После греховного падения человека Бог в наказание людям установил над Своим творением действие закона разложения и смерти, что постепенно и приводит к всеобщей деградации и вырождению.
По своему человеколюбию и милосердию Сам Творец обещал, что проклятие не будет безконечно: «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению» (Рим. 8, 21) и «ничего уже не будет проклятого» (Откр. 22, 3). Хотя все это окончательно будет уже потом, после конца мира, после завершения великой переплавки человеческого греха. Будет это уже там, – в «новом Иеросалиме». А сейчас, как и в древние времена, мир развращается, разлагается и неуклонно приближается к бездне.
«Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого: Ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37—39). Сколько ни говорил Ной к народу о покаянии, сколько ни призывал людей оставить свои блудные дела, все его призывы остались не принятыми. Никакого духовного пробуждения или оздоровления с народом не произошло. Наказание Божье было ужасным: так же как дождь смывает пыль и грязь, скопленную за период бездождия, так и потоп смыл с лица Земли всех нечестивых, погрязших в беззакониях.
Но урок этот стал забываться человеческим родом и снова беззакония, как сорняки, стали прорастать повсюду. И Бог напомнил снова людям, чем грозит им жизнь во грехах: «Так же как было во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили, но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился дождь огненный и серный, и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится!» (Лк. 17, 28—30). Сколько бы ни говорил Лот к жителям Содома о добре и зле, сколько бы ни увещевал их покаяться и отойти от дел греховных, жители города ничему не внимали и от разврата своего, от греховной жизни не отходили. Наоборот даже, беззакония их только возрастали до самого того дня, когда внезапная пагуба с неба поразила весь город. Народ продолжал свои дела: ел, пил, покупал, продавал; одним словом, шел обычный порядок дел.
Наш современный мир любит все считать: деньги, доходы, количество шуб, обуви, машин, дач, домов и так далее. Хорошо бы нам попробовать посчитать другие цифры, более актуальные для современного человечества. В Содоме и Гоморре не нашлось даже 10 праведников на тысячи жителей, и города эти были уничтожены Богом. А они тоже считали свои богатства. Присутствие хотя бы десяти праведников сохранило бы жизнь им всем. Не досчитались.
Невольно приходит в голову мысль: если Бог ставит такое условие людям, что пощадит тысячу ради одного, найдется ли в наших городах достаточное количество праведников? Например, десять тысяч праведников на Москву? Хорошо бы посчитать современным любителям подсчетов в стольном граде, да и в других городах именно эти цифры, а то другие подсчеты могут стать безсмысленными и никому ненужными.
Как останавливают порчу пищевых продуктов, посыпав их солью, так и распад мира можно приостановить с помощью евангельской соли: «Вы — соль земли» (Мф. 5, 13), – говорит Спаситель ученикам Своим. Он четко сравнивает Своих последователей с солью, – веществом, которое способно остановить, до определенной степени, распад. Один кристалл соли, конечно, не может предотвратить процесс разложения всей существующей пищи. Так же и один праведник не может предотвратить деградации всего мира. Но этот один кристалл сам образует вокруг себя определенное пространство, в которое трудно попасть гнилостным бактериям; и один праведник формирует вокруг себя определенную среду духовного влияния, куда трудно проникнуть разлагающим духам.
Исус Христос, говоря нам: «Вы – соль земли», призывает нас, как Своих учеников и последователей, сдерживать процесс морального, религиозного, общественного, политического и любого другого разложения в человеческом обществе.
Конечно, мы не можем отменить Богом установленный второй закон термодинамики и остановить полностью процесс разложения мира. Человеческое беззаконие достигнет, в конце концов, своего апогея, и все это беззаконие будет сконцентрировано и явлено миру в личности антихриста, в личности мирового правителя, который будет управляться сатаной. «Человек греха», как называет его св. апостол Павел, «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4).
Это как раз и будет полное разложение того, что мы называем цивилизованным человечеством. Но совершится это только тогда, когда будет взят от среды удерживающий. Когда «соль земли» уберется из человечества, когда уже не будет возможности найти ни одного праведника, тогда процесс разложения завершится (2 Фес. гл. 2).
Христос, сказав «Вы – соль земли» добавил «Вы – свет мира» (Мф. 5, 14), и «да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5, 16). Он призывает Своих учеников не только приостановить процесс падения в бездну, но и осветить тот путь, по которому смогут, как когда-то Лот, вырваться из всеобщего процесса разложения, из огромной гниющей массы те, кто не хочет превратиться в бездуховную гниль.
Что же за Сила такая пребывает в учениках Христовых, что может сдерживать всеобщую деградацию? Спаситель обещал, что Святой Дух будет этой силой, и что Он будет в нас (учениках), и что придет Он к нам совершенно новым образом, небывалым еще когда-либо на земле. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 16—17). И дальше Господь наш Исус Христос говорит: «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
Тело Христово – Церковь, состоящая из учеников Его и наполненная, напитанная силой Духа Святого – несокрушимо. Его разрушить не может никто и ничто. И всеобщий процесс разложения здесь безсилен. Церковь Христова и обитающий в ней Дух Святой является удерживающей силой, которая до сих пор еще не дает окончательно рухнуть развратившемуся миру в бездну.
Каждый ученик Христов способен на многое, когда является соработником у Бога, и каждый идущий по Его пути способен создать вокруг себя пространство, неподверженное порче, в котором найдут спасение многие. Тело Христово еще будет прирастать, еще есть немного времени для того, чтобы опомниться всем, желающим подсчитывать преходящие мирские богатства, и подумать о богатствах вечных и незыблемых.