«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Вдохнув в человека жизнь, Господь наделил его душой разумной, мыслящей, не только способной к анализу окружающей действительности и внутреннего мира, но непременно обязанной заниматься этим с целью лучшего самопознания и большего совершенства.
К сожалению, человек пренебрег великим, божественным даром — разумом. Он нашел для себя удовольствие в жизни, руководимой животными инстинктами, постепенно оскотиниваясь и искажая первоначальное свое устройство посредством разжигания в себе чувственных, плотских желаний, зачастую не только бессмысленных, но и вредных. Масштаб грехопадения, богоотступничества достиг своего пика, и обезумевшее от греха человечество накрыли воды Потопа. Новые жители земли хоть и сохраняли в начале некоторое подобие праведности, тем не менее, будучи все же семенем Адама имели в себе такую же поврежденную нравственную природу, как и их предшественники.
Фреска «Всемирный Потоп»
По прошествии известного времени человечество пришло к состоянию сравнимому с тем, что предшествовало Потопу, но в этот момент явилась земле не чаша гнева Господня, а Его непостижимая, безграничная и всепрощающая любовь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Исус — Спаситель, Божественная Премудрость принес Себя нам в жертву, «был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Откр. 5, 9-10). Причем не только искупил, но и соединил в единое стадо, в единое Тело — Церковь.
Церковь, как учреждение Божественное в устройстве своем не имеет никакого порока, но основанная на искренней вере в Распятого Она соединяет в себе всех признающих Христа Господом и имеющих на себя печать истинного крещения как залог сопричастности к народу Божию.
Итак, залог членства в Церкви и общения с Господом — крещение. Крещение — не просто символ, а действенный акт, в котором человек посредством воды и благодати святого Духа получает очищение от греха. О крещении сказано: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Исуса» (Деян. 22, 16). Сам Христос называет крещение Правдой (Мф. 3, 15). Крещение — великий дар, «обрезание не рукотворенное», баня новой жизни, которое «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Исуса Христа» (1 Пет. 3, 21). Крещению непременно должно предшествовать покаяние в греховной жизни, в жизни без Христа: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Исуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38). Причем покаяние — не просто осознание греха, но оставление его; не просто признание порочности своей жизни, но ее исправление в духе Евангельских заповедей: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3,8). Соответственно крещение имеет смысл и силу лишь в случае его сознательного принятия и предшествовавшего сему изменения жизни, ибо если крещению не предшествует покаяние, то Дух святой на человека не сходит, как ясно об этом говорит апостол Петр: «покайтесь, и да крестится каждый… и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38). Следовательно, если покаетесь, то примите дар, а если нет, то — нет.
Мозаика «Крещение апостола Павла»
Подобным образом мыслили о крещении и древние отцы: «Посредством крещения даруется оставление грехов и дар Святаго Духа по мере веры. На сколько кто отступит от веры, тотчас бывает содержим грехом. Твердо верующим Дух Святый дается по крещении, неверным же и зловерным и по крещении не дается» (прп. Марк Подвижник, Слово 4, О крещении); «Кто лицемерно приступает к Божией Церкви и крестится одною водою, а не вместе и Духом Святым, того обыкли мы называть Симоном Волхвом» (прп. Нил Синайский); «Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел» (Блаж. Феодорит Кирский, Толкование 5-й главы Песни Песней).
Таинство крещения в глазах древних христиан было делом столь ответственным, что многие удерживались от него своею волею на протяжении многих лет, желая подготовиться к нему наилучшим образом. Такое благоговейное отношение к крещению всячески поощрялось и инициировалось учителями Церкви: «Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое» (Кирил Иеросалимский, 17-е огласительное его поучение).
Но, зная дерзость и безрассудство многих Церковь не только призывала людей к сознательному крещению, но и всячески за этим следила, решительно возбраняя принимать таинство людям случайным или нечестивым: «Некоим убо мнится, да вси безвозбранения приходят в крещение, аще бы и житие их зло скверно и лукаво явственно было, и приминитися на лучшее не хотели… о, како си зло есть прежде крестити последиже о изменении в лучшия нравы наказовати» (Иустин Мученик , Толковый Апостол л. 682 об.). Для этого вселенским разумом Церковь утвердила, чтобы крещению предшествовало научение вере — оглашение и испытание нравов: «Оглашеныи, три лета да поучается. Аще будет потщалив, скорее да будет приятен. Не времене бо смотрим, но обычая» (Кормчая, л. 26 об.). Тщательно разбирая жизнь каждого своего потенциального члена, Церковь старалась не допускать ошибок и устанавливала срок крещения для каждого сообразно с его образом жизни и верой: «Не должно отсрочивать крещения, всякий раз как вера приступающих бывает засвидетельствована делами» (прп. Иоанн Дамаскин). Но если вера делами засвидетельствована не была, к крещению такого человека НЕ ДОПУСКАЛИ.
То ли мы видим ныне? НЕТ! Кругом по России идет профанация таинства крещения совершаемого не только за деньги, но и над нечестивцами! Апологеты неохристианства рассуждают, что «часто неверующие через крещение уверывают». Насколько нам известно, крещение само по себе не призвано приводить человека к вере, но вера должна привести человека к крещению, ибо «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Крещение человека неверующего — профанация таинства, смертный грех. Если неверующий будет крещен, то и таинства не произойдет, и прощения грехов он не получит, и Духа не примет.
Но разве вразумляют каноны тех, кого ослепила мзда? По всей Руси на Литургиях гремит возглас «Оглашенные изыдете», но никто не выходит, ибо оглашенных нет, все «верные». Храмы стали похожи на проходной двор, на вертеп разбойников. Кто в них молится, о чем, это никого не волнует, заходи любой — ростовщики всем рады!
Крещение в РПЦ МП
Все бандиты, развратники, расхитили страны с гордостью называют себя православными, а пастыри молчат, скромно улыбаясь и шепча, что такое нынче время и что нужно всех любить. И они любят всех и все кроме Бога!
Ясно, что удавленных златом наемников уже не остановить, но вы, дорогие братья, не следуйте им, не приклоняйтесь под одно ярмо с неверными, даже, если они ваши ближайшие родственники. Не играйте своим спасением, помните, что за все и со всех спросит Бог. Каждый из нас таща в храм человека чуждого вере, принимающего его от крещенской купели согрешает тяжко. Неверный остается неверным, а мы оскверняемся — участвуем с ним в молитве, вместе с ним причащаемся, вместе с ним пытаемся славословить неведомого ему Бога.
Остановитесь, друзья, и остановите это беззаконие каждый в своем храме. Никого не оскорбляйте, не унижайте, но противостаньте открыто нечестию, если вас послушают, то вы приобрели братьев своих, а если нет, то вы избавили себя от геенны.
Не приобщайтесь чужим грехам и противоборствуйте злу, дабы все, кто с участием нашим преступает к таинству освобождения и вступает в воды святого крещения, делали это в соответствии со словами Писания: «да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно» (Евр. 10, 22-23).
Крещение в Древлеправославной Церкви
Протоиерей Андрей (Марченко)